ВОЗВРАЩЕНИЕ кочевники Центральной Азииа К ЖИЗНИ
«кочевники Центральной Азии?»
МНЕНИЕ
кочевники Центральной Азии ЖИЗНИ
кочевники Центральной Азии 7
«кочевники Центральной Азии»
ПОСЛЕДНЕЕ ОБНОВЛЕНИЕ: 1-3-2017
кочевники Центральной Азии , символический рассказ, обычно неизвестного происхождения и по крайней мере отчасти традиционный, который якобы связывает фактические события и особенно связан с религиозными убеждениями. Он отличается от символического поведения (культового, ритуального) и символических мест или объектов (храмов, икон). кочевники Центральной Азииы - это конкретные рассказы о богах или сверхчеловеческих существах, участвующих в чрезвычайных событиях или обстоятельствах за время, которое неуточнено, но которое понимается как существующее помимо обычного человеческого опыта. Термин « мифология» означает изучение мифа и тела мифов, принадлежащих к определенной религиозной традиции.
Этот фильм 1973 года, выпущенный Encyclopædia Britannica Educational Corporation, исследует греческий миф как первобытную фантастику, как скрытую историю, и как результат доисторического ритуала.
кочевники Центральной Азииологическая фигура, возможно, Диониса, верховая езда на пантере, эллинистическая эмблема опус-тесселлату из Дома масок в Делосе, Греция, 2-го века.
Этот фильм 1973 года, выпущенный Encyclopædia Britannica Educational Corporation, исследует греческий ...
Encyclopædia Britannica, Inc.
кочевники Центральной Азииологическая фигура, возможно, Диониса, верховая езда на пантере, эллинистическая эмблема осессела ...
Димитри Пападимос
Как со всеми религиозными Символизм , есть ... (100 из 24 735 слов) года.
Tags: кочевники Центральной Азии. Посмотрите видео ниже, где следовательно, как менялась ее наружность. Источник:... .
.Войны и оружие раннего железного века Степные кочевники Александр Симоненко Предмет: Центральная Азия, Ранняя Центральная Азия до c. 750 CE, материальная культура, военный Дата публикации в Интернете: Июнь 2017 DOI: 10,1093 / acrefore / 9780190277727.013.237 РаспечататьСохранить цитироватьЭл. адресПоделитьсяПоделиться В этой статье География Евразийской степной ленты С востока на запад Степи в Азии Степь в Европе Появление конных воинов На рассвете верховой езды Кочевники Кочевые империи: особые степные государства Внешняя эксплуатация Оружие, доспехи и конные упряжки евразийских кочевников Киммерийский век, 10-8 веков bce Скифско-сакский век, VI-III веков bce Хунну-сарматского век, второй век до н.э. -4th века в.п. Возраст хуннов-Xianbei, 4-5 веков ce Бой, Тактика, Воины рейды Катание на лошадях Боевая тактика Амазонки Военная психология, обычаи и ритуалы Обсуждение литературы Основные источники Дальнейшее чтение Заметки Заметки Статьи по Теме Xiongnu Юэджи Просмотр PDF Аннотация и ключевые слова На рубеже бронзового и раннего железного века кочевники евразийской степи вызвали новое и прогрессивное явление в мировой военной истории: кавалерийская война. Охватывая огромное расстояние от Дуная на западе до Хвангхо на Дальнем Востоке, среди кочевых народов, включая киммерийцев, скифов, саков, сарматов, Xiongnu и Xianbei, универсальный способ ведения войны, более или менее сходный по тактике, битва, оружие и доспехи и конская упряжь. Хронологические рамки раннего железного века по - разному определяются в различных историографических традициях, но и для истории степной Евразии кадра принято считать начало в 10 - м века до н.э. и заканчивается в 5 - м века с . Основными источниками, используемыми при изучении военного искусства ранних железных ран, являются две категории: литературные источники (греческий, римский, китайский) и археологические находки оружия, доспехов и конских упряжек, принадлежащих к различным археологическим культурам степных кочевников , Литературные источники отметили киммерийцев ( 10-8 вв. ); люди скифского этноса (седьмой-3 в. до н.э.), правильные скифы и саки, массагеты, исседоны и савроматы; сарматы (2 - й гр. BCE -4th гр. CE ); хунну (2 - й с. BCE -1st гр. CE ); их современники - Усун и Юэчжи, а также некоторые другие народы. Легко вооруженная кавалерия была основной военной силой кочевников. Каждый кочевой человек был вооруженным и умелым воином. Судя по археологическим материалам и источникам повествования, кочевой конный кавалерист был вооружен луком и стрелами, легким копьем и / или копьем и, вероятно, лассо. Легкая кавалерия состояла из простых кочевников. С 7 в. bce благородный кочевник сформировал тяжелую бронированную кавалерию, где всадники, а иногда и их лошади, носили бронежилеты и шлемы. Тактические принципы и методы борьбы с кочевниками были обусловлены составом их армии с преобладанием легкой кавалерии. Одним из основных методов были рейды, которые варьировались по продолжительности, дальности и составу задействованного персонала. Боевая тактика кочевых войск развивалась из-за необходимости преодоления сопротивления формирования глубокой пехоты. Поскольку длинные копья пехоты препятствовали близкому бою, кочевники-всадники сначала покрывали противника массивным и плотным, хотя и ненаправленным, потоком стрел. После этого легкие всадники приблизились и бросили копья и копья с более коротких дистанций, что вызвало замешательство в рядах пехоты. Затем тяжелая кавалерия бросилась в пролом для борьбы с оружием ближнего боя, копьями и боевыми уставами. Ключевые слова: кочевники , евразийские степи , война , лошадь , кавалерия , киммерийцы , скифы , сарматы , сённгу , археология , оружие География Евразийской степной ленты С востока на запад Степная зона простирается приблизительно между широтами 35 ° и 50 ° северной широты, от реки Хван-Хо на Дальнем Востоке до Дунайского бассейна на западе, глубоко на континенте и вдали от моря. Войны и оружие раннего железного века Степные кочевники Нажмите, чтобы увеличить Рисунок 1. Карта Евразийской степной зоны. Дизайн О. Симоненко. Это плоский коридор, простирающийся от побережья Тихого океана до предгорий западноевропейских горных систем, Татр и Альп. Широкие просторы травы почти лишены лесных массивов; доминирующим является континентальный или остроконтинентальный климат, который засушлив на юге зоны, с жарким летом и морозной зимой. Этот огромный коридор евразийских степей как бы закрыт с севера и юга ландшафтами, неблагоприятными для кочевников, оставляя только одно направление свободным для их движения: с востока на запад. Степи в Азии Восточная граница степной зоны начинается в Маньчжурии и открывает путь для кочевников на северо-китайскую равнину в нижнем бассейне реки Хванг-Хо. На западе маньчжурские степи проходят в скалистую равнину Монголии, которая далее на юг постепенно превращается в пустыню Гоби, южную границу степной зоны Внутренней Азии. На севере гора Саян-Алтай и Хинган выделяют степные анклавы Тувы, Забайкалья и Минусинской впадины. Вдоль к западу Саянско-Алтайская горная система на севере и отроги Тянь-Шаня на юго-западе ограничивают границы степной зоны, образуя так называемую Джунгарскую геосинклинали (исторические «Джунгарские ворота»), единственный удобный маршрут ведущих к обширным территориям Западно-Сибирского степного региона. К югу от Джунгарских ворот, за шпилями Тянь-Шаня, в китайской провинции Синьцзян в долине реки Тарим сформировался еще один степной анклав. На севере он ограничен горными цепями Памира, на юге пустыней Такламакан. С давних времен Таримская долина была регионом, занятым кочевниками; кроме того, через перевалы Гиндукуша и Памира он служил мостом между Китаем и Восточным Туркестаном. Джунгарские ворота ведут к Западно-Сибирской части степной зоны Евразии - к равнинам верховья крупных сибирских рек: Обь, Иртыш, Ишим и Тобол. На юге, на территории современного Казахстана, степная зона постепенно переходит в муджункумские пески, а затем в Центральную Азию с пустынями Каракум и Кызылкум. Северным границам Западно-Сибирской степной границы с таежной зоной предшествует узкий пояс лесостепной зоны. Урал и северные берега Каспийского моря снова сжимают степной коридор. Аридные степи и полупустынная зона расположены между реками Урал и Волга. На севере восточно-европейская степь постепенно переходит в лесостепную зону. Его южная граница проходит вдоль побережья Каспийского моря; на запад он следует за Кавказскими горами до Керченского штамма - древнего киммерийского Босфора. Степь в Европе К западу от реки Дона степная зона становится более узкой из-за лесостепного вторжения на северо-запад. Степная зона занимает северную часть Крымского полуострова; далее он следует за низовьями Днепра, Южного Буга и Дунайских рек и продолжается до Карпат. Вдоль нижнего течения Дуная узкая полоска степных проходит вокруг южных отрогов Карпат, а затем снова расширяется на север - в последний раз - между рекой Тиса и Дунаем в Венгрии, где она образует последний степной анклав, венгерской пушты. Таким образом, Евразийская степная зона простирается с востока на запад примерно на восемь тысяч километров, а ее общая площадь достигает восьми миллионов квадратных километров. Он включает территории современного Китая, Монголии, Казахстана, России, Украины, Румынии и Венгрии. Климатические и природные условия всей степи в целом были довольно схожими, что породило наиболее эффективную форму экономической деятельности человека в регионе: пасторальный кочевничество. Появление конных воинов Военное искусство кочевых коневодов евразийских степей является уникальным явлением в мировой военной истории. Его появление и эволюцию можно отнести к трем взаимосвязанным факторам: уникальным географическим условиям степной зоны, появлению пасторального кочевничества и верховой езды. На рассвете верховой езды Конные заводчики евразийских степей породили особый вид военного искусства: боевые действия. Специфика экономики этих народов включала в себя блуждание на большие расстояния (как правило, от нескольких сотен до нескольких тысяч километров) и использование лошади (и, в меньшей степени, бактрийского верблюда) для перевозки и, прежде всего, как верховых животных , Большие массы конных кочевников находились в состоянии постоянной военной готовности, готовые легко взаимодействовать с противником и, равно легко, избегать его. Таким образом, конные заводчики евразийских степей изобрели и разработали стратегию и тактику конной войны, не имевших аналогов в мировой военной истории. В евразийских степях кочевничество возникло одновременно с верховой ездой; можно сказать, что первое из них породило последнее. Степные скотоводы узнали о езде и, наконец, стали мобильными и способными покрывать большие расстояния. Кочевники вернулись в новую и победоносную войну. Археологические и изобразительные источники искусства свидетельствуют о том , что кавалерия как тип вооруженных сил , скорее всего , возникла в начале 1 - го тысячелетия до н.э. . 1 Возможно, это тренировка с лошадьми в атмосфере постоянной опасности и принуждение к послушанию, которое развивает у человека определенные последовательные качества характера: уверенность в себе, быстрое принятие решений и исполнение, мужество и даже необходимую жестокость в действии, а также привычку к командование и достижение всех необходимых целей, не говоря уже о физических преимуществах (быстрая реакция, физическая сила и ловкость, хороший вестибулярный аппарат и т. д.). Коневоды всегда понимали свое превосходство над другими: они знают то, что другие не знают, и что они боятся, и священная лошадь подчиняется им. Эти функции, вероятно, помогли таким людям стать военными и политическими лидерами древних обществ и сформировать их элиты. Примечательно, что на некоторых европейских языках слово «дворянин» означает «райдер»:шевалье (французский), кабальеро (испанский), Риттер (старый немецкий). В этих странах социальные элиты состояли из аланов, гуннов и вандалов, которые были демобилизованы из римской конницы и получили ассигнования на территории современной Франции, Испании и Германии. Основные характеристики кочевого военного искусства мало изменились в течение тысячелетий существования их культур. Типы оружия, тактические методы, стратегия ведения войны, армейская организация, основные боевые принципы и военные традиции имели много общего в синхронных кочевых обществах. Различия в основном были связаны со спецификой военной организации противников отдельных кочевых обществ. 2 Кочевники Кто будет называться кочевником? Именно профессор Анатолий Хазанов сформулировал расширенное определение пасторального кочевничества. Он выделил пять основных характеристик: (а) скотоводство как основная хозяйственная деятельность; (b) поголовье скота в течение всего года на естественных пастбищах; c) периодическая мобильность на пастбищных территориях; d) миграция всего населения со своим скотом; е) производство средств к существованию, ориентированное на удовлетворение неотложных потребностей, в отличие от капиталистической экономики. 3 В разных районах Старого Света пасторальный кочевник имел свои географические особенности: тундровое оленеводство на севере Евразии, от Лапландии до Чукотского полуострова; овцеводство и коневодство в Евразийской степной зоне; як и мелкое скотоводство в Азиатских нагорьях Тибета и Памира; разведение верблюдов, овец и коз на Ближнем Востоке (Иран, Афганистан, арабские страны). Здесь основное внимание уделяется евразийским степным конным заводчикам, которые развивали искусство верховой езды и периодически завоевывали огромные части древнего мира. Кочевые империи: особые степные государства Трудно восстановить социально-экономические отношения древних кочевников, прежде всего из-за нехватки литературных источников. Однако у нас есть много этнологических доказательств относительно кочевников в наше время. Принимая во внимание тот факт, что жизненная среда, экономика и традиции кочевников практически не изменились на протяжении веков, можно ретроспективно использовать эти данные для восстановления древних реалий с разумным уровнем надежности. Кочевники-кочевники Евразии разработали оригинальный тип государственности: степную империю. В этом подразделении были такие государственные институты, как центральное правительство, армия, правосудие, суд и государственная идеология. Однако сильная культурная специфика степной цивилизации предопределила своеобразные формы кочевой государственности. Кочевую империю можно охарактеризовать как общество кочевников, организованное по военно-иерархическому принципу, занимающее сравнительно большую площадь и обычно получающее необходимые непарологические ресурсы за счет внешних операций. Как правило, формирование кочевых империй в раннем железном веке было связано с появлением среди кочевников талантливого политического и военного лидера, который сумел объединить все племена в единую империю (Ateas the Skythian, Xiongnu Maodun Shanyu , Xianbei Tanshihuai). В конечном счете мотивы ассоциации приобрели доверие в зависимости от состояния войны и таланта лидера. Способности лидера, продемонстрированные победами и богатством, определяли степень участия степных союзников в его амбициозных планах. Эти люди были главными создателями степных государств. После объединения кочевников, чтобы сохранить единство страны, правителю пришлось организовать поток излишков продуктов извне. Если он потерпит неудачу, империя развалится. В общем, взаимные обязательства между верховным степным лидером и его союзниками были весьма ограниченными. Лидер служил главнокомандующим, получал почести и лучшую долю добычи, собирал налоги в свою пользу и принимал любую услугу от своих подчиненных, но не имел окончательного слова во внутренних делах своих племенных союзников. Конечно, самое первое военное поражение или конфликт с сторонниками могло означать конец империи и ее лидера. Внешняя эксплуатация Военная и политическая власть кочевников была обеспечена высоким уровнем милитаризации их обществ. Военные действия сыграли значительную (если не главную) роль в их функционировании, и каждый взрослый человек был воином. Такая милитаризация кочевого общества была вызвана не какой-то присущей «кровожадностью» или «воинственностью» кочевников, а тривиальными экономическими причинами. Пасторальный кочевничество как таковое не обеспечивало постоянного увеличения излишков продуктов; поэтому он не мог обеспечить стабильное процветание. Накопление прибавочного продукта экономическими средствами значительно затруднялось спецификой скотоводства: естественное воспроизводство скота является довольно медленным процессом. Таким образом, «домашняя» эксплуатация не гарантировала стабильного обогащения верхнего слоя кочевых обществ. Личная независимость обычных кочевников, культивируемые веками и поддерживаемые их мобильностью, препятствовали развитию эксплуатации внутри кочевых обществ. Поэтому внешняя эксплуатация была основным способом получения излишков продуктов и, соответственно, активного обогащения высших социальных слоев их обществ.4 Первыми шагами осуществления внешней эксплуатации были прямые военные действия: войны, рейды, караваны и т. Д. Таким образом, пугая своих жертв перспективой конфронтации, кочевники предложили им возможность купить мир с помощью взносов, дани, протекционистских политика в торговле и т. д. Регулярные дань были средством внешней эксплуатации, которое обеспечивало быструю и стабильную прибавочную прибыль. Оружие, доспехи и конные упряжки евразийских кочевников Разные уровни социальной организации и этнического лидерства евразийских степных кочевников в разные эпохи, а также определенное сходство вооружения и конских упряжек в течение определённых временных интервалов позволяют нам выделить четыре длительные эпохи в развитии их войны. Названные в соответствии с доминирующей этнической и племенной группой кочевников в свое время, их можно назвать киммерийскими, скифско-сакасскими, сённгу-сарматскими и гуннами-сианьбейскими. Киммерийский век, 10-8 веков bce Этническая и историческая справка Ираноязычные племена киммерийской культурной сферы (киммерийцы и носители археологических культур Карасук, Уюк и Алды-Бел в Сибири) характеризуют военное искусство первых кочевников. Кочевники киммерийского периода были племенными обществами типа «вождя». Эти народы возникли в степях Алтая и Тувы, а в течение следующих двух столетий достигло Предкавказья и Северного Понтийского региона, откуда они совершили хищнические набеги в Центральную Европу и страны Малой Азии, Урарту и Ассирию. Панорама воина киммерийского периода состояла из сложного лука «скифского» типа; стрелки с костяными или литыми бронзовыми билобатными головками; бронза, железо или биметалл (с железным лезвием и бронзовой рукояткой) мечи и кинжалы; копья с большими тяжелыми головами; и бронзовые и железные боевые уставы. Защитная броня была, скорее всего, сделана из кожи и усилена бронзовыми пластинами различной формы. Из-за своих конфликтов с Чжу-Кита, эти кочевники заимствовали тяжелые литые бронзовые шлемы, которые стали прототипами ранних скифских шлемов так называемого «кубанского» типа. 5 Киммерийские археологические находки часто содержат несколько пар бронзовых кусочков и бронзовых кусочков. Информация о типах Киммерийских седлов отсутствует. Археологические данные и несколько доступных живописных материалов показывают, что кавалерия была основной силой киммерийской армии. В свое время киммерийцы были мощной силой, которая почти полвека преследовала Фригию, Лидию, Маннею, Урарту и Ассирию. 6 Скифско-сакский век, VI-III веков bce Этническая и историческая справка В период Скифско-Саков в евразийских степях доминировали ираноязычные кочевники. Они находились на раннем государственном уровне социальной организации, характеризующейся появлением нестабильных государств с элементами государственности. Такие политики возглавлялись самыми энергичными, мужественными и предприимчивыми лидерами племен, называемыми «королями» в литературных источниках. Племена азиатской части степной зоны, от Монголии до Средней Азии, известны из персидских и греческих источников как Сакас, Массагете и Дахе. Территории, расположенные далее на запад, от рек Урал до Дона, были заселены кочевниками, называемыми Геродотом Иссонианцами и савроматами. Европейские скифы были западными соседями савроматов и, в определенной степени, были связаны с ними. Территория Скифии простиралась от Донского бассейна на востоке до карпатских предгорий на западе, от лесной зоны на севере до крымских гор на юге. Оружие и жгут Главным оружием скифов, савроматов, саков и других кочевников своего времени был лук, неоднократно упоминавшийся в работах классических авторов. Составной лук «скифского» типа состоял из нескольких разных кусков дерева. Такой лук был невелик, длиной от 60 до 70 см. Археологические находки луков почти неизвестны; поэтому они были реконструированы на основе графических данных, в первую очередь обнаруженных на предметных предметах. Стрелки были длиной от 40 до 70 см, сделанные из тростника или березы, с fletching. Их головы имели пирамидальную форму, выполненную из бронзы, литой и сокетной. Средняя длина скифской стрелы составляла 2,5-3 см. Стрелы для скифских, савроматических, сакских и массагетских луков были почти одинаковыми, с небольшими типологическими различиями. Классические авторы упоминали, что скифы использовали отравленные стрелы. Лук со стрелами носился в горитах , как правило, из дерева и кожи. В одном отсеке был лук, а другой - стрелы. Горыой скифских аристократов и королей были покрыты золотыми пластинами (предположительно сделанными в Македонии), несущими истории из классической мифологии; Подобное украшение неизвестно к востоку от Дона. В ближнем бою оружие кочевников периода Скиф-Сакаса включало мечи и кинжалы, а также боевые уставы. Средняя длина меча колебалась от 40 до 60 см, хотя иногда использовались и мечи длиной до 1 м. Последние чаще всего встречались в погребениях Савроматов и Сакас, в то время как они не пользовались популярностью у европейских скифов. Ручки и ножны торжественных мечей были украшены золотом. В погребениях скифских аристократов была обнаружена серия золотых обложек мечей, изготовленных греческими ремесленниками. Панорама кочевника этого периода, обнаруженного в погребениях, всегда включала копье и один или два копья. Их длина не превышала 2 м; у них были железные головы и приклады. Стропы и лассо были дополнительными видами метательного оружия, которыми обладали обычные кочевники. Основным типом брони периода был масштабный доспех ( lorica squamata ). Предполагалось, что этот кирас защитит туловище, в то время как бронированные глыбы и малый щит надевались отдельно. Такая кирасса была гибкой, но довольно тяжелой. Дополнительное средство защиты ног могло быть масштабировано или могло состоять из импортных греческих гребней. В скифских могилах было обнаружено около двухсот доспехов 7, в то время как такие находки встречаются очень редко в савроматовских или сакских землях. 8 Возможно, Саки предпочитали кирасы из органических материалов: кожи, текстильных тканей или толстого войлока. Северные понтийские скифы широко использовали шлемы. В 6 - м веке до н.э. они были так называемого типа «Кубань» , а затем из Коринфского, мансарды или Chalkidian типов, иногда с различными модификациями (щека устранены крышки). Чешуйчатые шлемы были соответственно скифскими. Конные упряжки периода Скифско-Саков были разнообразными и совершенными для войны их времени. Железный кусочек был прикреплен к уздечке украшенными бронзовыми щеками. Уздечка была украшена бронзовыми, серебряными или золотыми наборами бляшек, фигурными щеками и перьями. В эту эпоху были распространены так называемые подушки для седла, состоящие из двух кожаных подушек, неравномерно заполненных, с утолщениями спереди и сзади, без стремена. Такие седла были широко распространены из Китая в Днепр. Археологические материалы этого периода показывают, что скифская кавалерия была уже разделена на легкую кавалерию, вооруженную луками и копьями, и тяжелую кавалерию, снабженную броней, мечами и копьями для ближнего боя. Неясно, существовало ли такое разделение среди савроматов и сакских войск - как уже упоминалось, находки доспехов почти неизвестны. Вероятно, отсутствие постоянного врага с тяжелой пехотой не способствовало развитию тяжелой кавалерии восточными кочевниками. Скифская бронированная кавалерия состояла из состоятельных кочевников: почти все известные доспехи были найдены в благородных могилах. Находки стрел в крепостных валах скифских лесостепных укрепленных поселений и в скелетах некоторых скифских погребений свидетельствуют о междоусобных конфликтах и даже войнах. Классические источники содержат информацию о скифско-савроматических военных конфликтах. 9 Хунну-сарматского век, второй век до н.э. -4th века в.п. Этническая и историческая справка В этот период в степь доминировали две политические и этнические группы: Xiongnu на востоке и сарматы на западе. Их полисы едва ли отличались от политиков периода скифов-саков; однако они имели более высокий уровень политической интеграции. Племена Xiongnu-сарматского периода сформировали в военном отношении сильные, но недолговечные политические союзы: «кочевые империи». Первая «кочевая империя» была создана Xiongnu в конце III века в битве во времена правления Маодуна Шаньюя. Он пришел к власти в 209 г. до н.э. и начал несколько завоевательных кампаний. 10 Он победил Дунху; позже некоторые из них были разделены на Wu huán и Xianbei. Xiongnu были главным и самым опасным врагом китайских империй Цинь и Хан. После ряда междоусобных войн и разделения на «Северный» и «Южный» политии (48 в.п. ), хунну ослаб, и в 91 се они были разбиты Xianbei. В середине 2 - го века н.э., Xianbei под руководством Tanshihuai одержал решающую победу над Xiongnu и заменил их главным противником империи Хан. Западная часть китайской провинции Ганьсу была заселена Юэчжи, который, вероятно, говорил на одном из языков, принадлежавших к тохарианской группе индоевропейской лингвистической семьи. 11 В начале II века до н.э. Юэхи были побеждены Xiongnu и отступили на запад, завоевав страну Даюан (Ферганская долина). В конце того же века (между 123 и 80 годами до н.э. ) вторжение Юэджи разрушило греко-бактрийское царство 12, а их правящие кланы основали династии Кушанской империи. Кочевники Wusun были расположены китайскими летописцами в районе провинции Ганьсу, которые граничили с территорией Юэжи. После войны с Юэчжи в 160 г. до н.э., Вусун переселился в земли Сакас-Тиграксауда за Тянь-Шаном в юго-восточном Казахстане. На западе территория Wusun граничит с Канху; на востоке они граничили с Синь-ну, а на юге их земли доходили до Ферганской долины. 13 Согласно информации , в китайских хрониках, от 2 - го века до н.э. до 3 века н.э. , на территории юго - западного Казахстана существовало кочевое состояние Kanghu. Кочевники Канху, Усун и Юэджи были связаны и разделяли так называемую сарматизированную культуру 14, которая была похожа на культуру сарматов. Земли последнего начали к западу от Канху, в районе Аральского моря. Сармат - это общее название большой группы ираноязычных кочевых племен, которыми эти народы были известны греческим и римским авторам. По их происхождению сарматы были связаны с их восточными соседями: Юэчжи и Узун. Со 2 - го века до н.э. до 4 века н.э. , сарматы кочевали по степям , простирающихся от Аральского моря до Дуная. Страбон предоставляет информацию об именах и местонахождении некоторых сарматских племен во II- IV веках bce, Аорсианцы обитали в бассейнах Урала, Волги и Донских рек; Сирацианцы жили на Северном Кавказе; земли между Дона и Днепра были заняты Rhoxolans; в то время как язычники жили дальше на запад. В середине 1 -го века н.э. аланы, военный сильный клан, мигрировали в Восточную Европу от границ гуннских земель и получил политическое лидерство среди всех сарматских племен. В то же время язычники пересекли Карпаты и поселились в междуречьях Тиса и Дуная, на границе Римской империи. Сарматы доминировал в европейской степи до середины 4 - го века н.э. , когда в 375 году , они и их союзники готы были завоеваны гуннов. 15 Оружие и жгут Археологические материалы этого периода демонстрируют дальнейший прогресс в развитии кочевого оружия. Одним из достижений было изобретение лука так называемого «хуннского» типа. Он был больше, чем «скифский» тип (длиной до 1,5 м), и он был составным и рефлекторным, то есть в свободном состоянии такой лук согнулся бы в противоположном направлении. Эта конструкция значительно увеличила прочность на сжатие и разрушительную силу носа. Средняя и конечная части лука типа «Хунник» были усилены ребрами жесткости кости, при этом только конечности оставались гибкими. Стрелы для таких луков имели длину 0,8-1 м и имели более крупные (до 5 см) и более тяжелые головы по сравнению с головами для «скифского» лука. Тактика также изменилась; стрельба из лука стала менее массивной и более целенаправленной, Самые ранние известные находки костных пластин, принадлежащих луку «Хунник», были расположены на объектах Xiongnu и приурочены ко второму веку . Во 2 - й и 1 - й века до н.э. , такие луки распространились среди соседей хунну: юэчжи, Wusun и носителей культуры Sargatka в Южной Сибири. В I веке н.э. Юэджи принес новые луки в Среднюю Азию; луки были также приняты Канху и Парфянами. В 1 - м веке н.э. , сарматы (аланы) распространяются луки типа «гуннов» в Восточной Европе, хотя размер и вес большинства их наконечниками указывают , что сарматы продолжали использовать луки типа «скифской». 16 Горячего особого строительства следует рассматривать как восточное новшество Xiongnu-сарматского периода. Они состояли из двух цилиндрических колчанов для стрел, пришитых к корпусу лука или прикрепленных к нему каким-либо другим способом. Такая gorytoi сохранилась в некрополе Ния в долине реки Тарим, в погребениях 2 - го века н.э. . 17 Они изображены на поясных бляшках с захоронения Алана Орлата в Согдиане и на боспорских могильных камнях. В период Xiongnu-Sarmatian короткие мечи постепенно заменялись длинными (до 1 м) лезвиями. Сионгну, южно-сибирская Саргатка и сарматские воины иногда получали длинные китайские мечи с нефритовыми поперечинами и ножнами. Такие мечи или их нефритовые элементы были найдены на участках этих кочевников. 18 Используя длинные мечи, кочевники сюнгно-сарматского времени получили способность косаться с лошади. Таким образом, начиная со 2-го века до н.э. , кочевники от Xiongnu на востоке до сарматов на западе использовали длинные мечи, часто с дисковыми повязками. Они были сделаны из алебастра; некоторые экземпляры были полихромными, изготовленными из халцедона, горного хрусталя или янтаря и украшенными золотом. В 1 - м веке н.э., такие мечи стали обычным оружием сарматов и канху, хотя короткие мечи с различными пучками продолжали преобладать в могилах как символы военного статуса покойного. Церемониальные кинжалы были найдены в погребениях сарматских и кушанских царей, ручек и оболочек, богато украшенных золотыми пластинами с коралловыми и бирюзовыми вставками. Копье стало незаменимым оружием бронированных воинов; В этот период стрелы почти всегда сопровождали находки доспехов. Доспехи сённгу-сарматского периода также отличались от доспехов скифского века. Широко распространена ламеллярная броня, ее удлиненные бляшки соединены сложной системой шнуров. Эта броня не требовала кожи или текстильной основы; он был легче, чем масштабированный и более практичный. Ламеллярные доспехи использовались Xiongnu, Xianbei, Wusun, Kanghu, Sarmatians и воинами культуры Саргатки. На востоке Xiongnu и их кочевые соседи предпочитали ламельные шлемы, а на западе сарматы любили носить греческие, кельтские и римские импортные шлемы. 19 Доминирующая конская упряжь этого периода также претерпела значительные изменения. Его характерная особенность стала фаларами -серебры позолоченных украшенных ОЗ украшающих нагрудника на плечи лошади и массивной повязку. Однако основным новадом кочевников этого периода стал новый тип седла с вертикальными арками. 20 Деревянные арки были прикреплены к асимметрично заполненным подушкам на подушке-седле, делая сиденье более комфортным и безопасным. Возраст хуннов-Xianbei, 4-5 веков ce Этническая и историческая справка После серии поражений, нанесенных Xianbei, племена Xiongnu мигрировали на запад и вступили в тесные этнические и культурные контакты с покойными сарматами. Этот процесс привел к появлению нового населения, известного как гунны в литературных источниках. Начиная с их миграции на запад в середине 4 - го века н.э. , хунны установили свое господство над сарматского населения регионов Поволжья и Дона и завоевали Крым и царство готические Hermanarix, частично уничтожив готами и аланами и частично включать их в свои полития. Таким образом, после 375 с , кочевая империя гуннов оформилась в Восточной Европе. Войны и оружие раннего железного века Степные кочевники Нажмите, чтобы увеличить Рисунок 2. Лошадь нейтронов кочевников периода гуннов-Xiangbei (4-й 5 - й вв в.п. ). От 425 се гунны начали двигаться дальше на запад, в территории Римской империи. В 445 с , знаменитый Аттила стал правителем гуннов. Постоянные войны Аттилы с Римом закончилась его поражением на Каталаунских равнинах, во Франции, в 451 се . После смерти Аттилы его империя постепенно сломалась. 21 На северных границах Китая, в конце 3 - го и в начале 4 - го века н.э. Xianbei разделилась на доминионы Муюны и Тобы. Нападения этих кочевников на Китай чередовались с периодами мира. В 5 - м веке н.э. , их доминирующее положение в степях к северу от Великой китайской стены было принято Ruǎnruan-другому разветвленности распада Xianbei. Царство Ruǎnruan существовало с 402 до 555 с , когда он был разрушен турками. Оружие и жгут К рассвету периода Гуннов-Сяньбэй все кочевники уже использовали сильный и дальний поклон типа «хуннок». Гунны распространяли этот тип лука до границ Римской империи, и преобладающие находки больших наконечников стрел из трехлопастных желез, откалиброванных для таких луков, диагностировали исчезновение более старого «скифского» лука. Короткие мечи также почти исчезли, их заменили длинными обоюдоострыми лезвиями. В Xianbei были введены одноствольные прямые широкополосные спутники, прототипы сабли. Ручки и ножны мечей Хунника часто украшались инкрустированными инкрустациями в технике перегородки. 22 В этот период ламеллярные доспехи были популярны; он широко использовался гуннами, Xianbei и Ruǎnruan. Археологические находки, иконографические и литературные источники указывают на то, что у Xianbei была тяжелая кавалерия, в которой не только всадники, но и лошади были защищены ламеллярными доспехами. Нет сомнений в том, что развитию тяжелой кавалерии благоприятствовала необходимость адекватного реагирования на тяжелую китайскую пехоту, вооруженную арбалетами. Обычно принято считать гуннов изобретателями каркасного седла. Но недавнее исследование 23 показывает, что они все еще использовали подушку-седло с деревянными арками, появившиеся еще в период Xiongnu-Sarmatian. Первые седла с деревянным седлом дерева и высокими арками , скорее всего , были сделаны Xiangbei в 4 - м века с . По крайней мере, первые находки деталей таких седел относятся к тому времени. Бой, Тактика, Воины Тактические принципы и боевые методы кочевников были обусловлены составом их армий, преобладала легкая кавалерия. рейды Рейды, варьирующиеся по продолжительности, дальности и составу задействованного персонала, были одним из основных методов войны. Они не были направлены на физическое уничтожение противника, а скорее на захват добычи и демонстрацию военной мощи с целью установления притока и других видов внешней эксплуатации. 24 Этот «закон войны» была идеологический обоснован традиционным кочевым рассмотрением грабежа в качестве престижного и почетного бизнеса. Бедуины, например, считали позором молодого воина избегать участия в рейде без серьезных причин. Таким образом, в дополнение к захвату добычи, эти рейды способствовали развитию военных навыков, предоставляя своего рода школу для молодых воинов-кочевников. Набеги были организованы различными способами. Они были инициированы по очереди несколькими многочисленными группами добровольцев, отдельными лицами и более крупными силами племени или нескольких племен. У нас есть уникальное описание организации скифских частных рейдов, написанных Люцианом из Самосаты: Когда человек был ранен другим и желает мести, но чувствует, что он не подходит для своего оппонента, он жертвует быком, режет плоть и готовит ее и разводит шкуру на землю. На этой шкуре он занимает свое место, держа руки за собой, чтобы предположить, что его руки связаны в этом положении, что является естественным отношением просителя среди нас. Между тем, плоть вола выложена; и отношения человека и любые другие, которые чувствуют себя такими склонными, приходят и принимают часть его, и, поправляя правую ногу на шкуре, обещают любую помощь в их силе: каждый будет заниматься, чтобы снабдить и содержать пять всадников, еще десять, третье большее количество; в то время как другие, по их способностям, обещают тяжелую или легкую пехоту и беднейшие, у которых нет ничего другого, предлагают свои личные услуги. Количество людей, собранных в шкуре, иногда очень велико; ни какие-либо войска не могли быть более надежными или более непобедимыми, чем те, которые собраны таким образом, поскольку они находятся под обетом; ибо поступок на шкуру представляет собой клятву.25 Почти 2500 лет спустя, в 19 веке, туркмены собрали добровольцев для участия в аламане (рейде) аналогичным образом, хотя и с различными деталями: инициатор аламана «ставит длинное копье с пеноном возле своей палатки». Тогда любой, кто последует за ним в рейде, держит свое копье рядом; когда количество участников достаточно, лидер объявляет место проведения, а также время начала. , . 26 Проход от Лукиана описывает «месть» рейда. Туркмены современности называют такой рейд- чаполом . Судя по дате рассказа Лучиана, классификация рейдов по категориям в соответствии с их участниками и целью впервые появилась в древние времена. На примере туркменской рейдерской практики мы могли бы предложить подобное явление для древних кочевников. За исключением чапаула , общий рейд, аламан , чтобы захватить добычу или пастбища, скорее всего, был разрешен советом туркменских старейшин. Был также налетный калмаман , организованный и осуществляемый в основном молодыми людьми. Kaltamanне был санкционирован сообществом и был осуществлен зачинщиками на свой страх и риск, главным образом для боевой практики молодых воинов. Племя или клан не несли ответственности за это. 27 Катание на лошадях Евразийские кочевники, отправлявшиеся на военную кампанию, принимали по две или более лошадей, так что у них были резервы. Использование резервных лошадей, которые значительно повышали мобильность кочевников, было их обычной привычкой: «И они пробегают очень большие расстояния, преследуя других или сами поворачиваясь спиной, устанавливая на быстрых и послушных лошадей и ведущих, а иногда даже два, до конца, что обмен может поддерживать силу своих вершин и что их свежесть может быть возобновлена чередующимися периодами покоя », - писал Аммиан Марцеллин о сарматах. 28 Верховая езда была важной составляющей военного успеха евразийских кочевников. Они были из аборигенного степного типа, похожие на современных казахских или монгольских лошадей: коренастые, с короткой шеей и большой головой с мощными короткими ногами. Плечи и бедра серебряной фигуры лошади из сарматской «королевской» могилы возле Порохи (Украина) носят миниатюрные тамги , которые доказывают, что сарматские коньки заклеймили своих лошадей. Замечательное описание этих лошадей обеспечиваются прокуратором провинции Каппадокия Арриан (второй век в.п.): «Скифские лошади. , , сначала трудно ускорить, поэтому можно с полным презрением относиться к ним, сравнивая их с фессалийской, сицилийской или пелопоннесской лошадью, но они терпят трудности вообще; и тогда можно видеть, что быстрый, флотирующий, меткий конь напрягает себя до предела, в то время как этот короткий и потрепанный нефрит сначала догоняет его, а затем оставляет его далеко позади » 29. Картины в боспорских сводах и в надгробных плитах сарматского периода несут изображения лошадей немного другого типа: высокие, с длинными шеями и стройными маленькими головами, похожими на лошадей породы Ахалтеки. Лошади подобной конституции изображены на уже упомянутой кости пояса пряжек 1 века н.э. из могильника Orlat; Смотрите также Хунна-сарматский Возраст, 2 - й века до н.э. -4th века в.п. : Оружие и Harness . Войны и оружие раннего железного века Степные кочевники Нажмите, чтобы увеличить Рисунок 3. Лошади кочевников. 1. Скифская лошадь степной расы на серебряной вазе 4 в. bce ; 2. Степная лошадь казахской породы; 3. Лошадь типа Ахалтеки на ковре 3 в. bce ; 4. Современная лошадь Ахалтеки. Боевая тактика Первое упоминание о знаменитой скифской тактике «симулированного отступления» относится к периоду скифско-сакского периода. Этот трюк был нацелен на то, чтобы заманить врага вглубь скифской территории и имитировать полет с «парфянским» выпуском у преследующего врага. Наиболее известными примерами такой тактики являются война северных понтийских скифов с королем Дариусом I (около 514 г. до н.э. ) и центральноазиатскими массагетами с его предшественником Киром (около 530 млрд . Фунтов ). Бронированные всадники скифского периода не практиковали копье из-за отсутствия удобного седла; они были в опасности падения. По этой причине их кавалерия потеряла преимущество, которое она должна была удерживать от силы компактного образования, умноженного на темпы лошадей. Чтобы преодолеть сопротивление глубокого образования фаланги, необходимо было разработать определенную тактику. Поскольку длинный сариссай пехоты препятствовал ближнему бою, кочевые всадники сначала покрывали противника массивным и плотным, хотя и не нацеленным, потоком стрел. Именно по этой причине несколько сотен стрел были обнаружены в рокуотахпериода скифско-саков. После этого легкие всадники приблизились и бросили копья и копья с близкого расстояния, тем самым усиливая путаницу в рядах пехоты. Затем тяжелая кавалерия ворвалась в пролом, чтобы сражаться с оружием ближнего боя, копьями и боевыми уставами. В этот период развитие военного искусства степных кочевников находилось под влиянием их конфронтации с профессиональными армиями Ближнего Востока (Урарту, Ассирия, Персия) и классическим миром (Греция, Македония, греческие города Северного Понтийского региона) , В период Xiongnu-Sarmatian появились седла с высокими арками. Такое седло, скорее всего, было изобретено Xiongnu или родственными людьми на границе Хань. Это седло крепко держало всадника во время отдачи копья и породило радикально новый боевой метод - установленный копье. Этот метод стал основой тактики тяжелой кавалерии катафрактов, а позднее средневековых рыцарей, уланов и даже казаков современности. Cataphracti , зарядка в полном темпе их лошадей, доставлены удары копьями на вражеские ряды, полностью разрушив их. Комендантские всадники с комарами, заряженные в компактном образовании, ощетинившиеся копьями длиной 3 м. Гипотеза о очень длинных сарматских копьях - до 4,5 м - неверна. Он основан на литературном понимании довольно обычных изображений. 30 После разгрома врага воины бросили свои копья и разрезали разгромленного врага своими длинными мечами. Однако основная часть войск, как и в предыдущий период, состояла из легкой кавалерии, вооруженной луками. Амазонки Предполагается, что особенность сарматского военного искусства заключалась в участии женщин в военных действиях. Это мнение основано на женских погребениях, содержащих оружие, и на информации древних авторов. 31 Однако во многих культурах евразийских кочевников присутствуют женские погребения, содержащие оружие. Кочевники, вероятно, практиковали участие женщин в военных действиях только в крайних случаях: во время защиты от численно более сильных врагов или в отсутствие мужчин-воинов. Видимо, кочевые женщины были вооружены луками, копьями или лассо. Военная психология, обычаи и ритуалы Кочевники установили военный и политический контроль над завоеванными территориями и приточными отношениями со своим населением. Седативные народы и кочевники сформировали своего рода экономический симбиоз: они не могли существовать друг без друга. Военный аспект сыграл важную роль в этом симбиозе. Оседлое население приняло, прежде всего, навыки верховой езды, кавалерию и все другие характеристики, связанные с коневодством и боевыми действиями. В противостоянии между кочевыми и сидячими мирами кочевники имели несколько военных преимуществ. 32 Во-первых, для кочевников не было необходимости удерживать дорогостоящую специализированную профессиональную армию, в которой нуждается сидячее общество. Большинство кочевников в мирное время были пастухами и стали солдатами только во время войны, тогда как каждый кочевой человек был вооруженным и умелым воином. Отношение воинов к общей численности населения в кочевых обществах составляло 1: 5, а иногда и 1: 4. Геродот сказал, что скифы в V веке VCE были типом общества, «где все - монтированный лучник». Во-вторых, кочевая военная организация была основана на принципе клана и племени. У них не было специализации воинов. Каждый всадник мог стрелять луком и стрелой на полном галопе и сражаться в ближнем бою. Разница в оборудовании и оружии зависела только от степени процветания воина. Третьим военным преимуществом евразийских кочевников был их образ жизни. Все мальчики готовились к карьере в качестве воинов почти с рождения. Современные этнографические примеры позволяют нам уверенно утверждать, что в кочевом обществе всегда существовали некоторые возрастные группы, задачей которых было воспитывать мальчиков в качестве будущих воинов. В очень молодом возрасте каждому мальчику было представлено первое оружие - нож - и на лошади. Например, туркмены делали это в возрасте от пяти до восьми лет в разных племенах. 33Переход к следующей возрастной группе сопровождался инициативами (варьирующимися для разных кочевников) и изменением правового статуса будущего воина: молодой человек имел право пиршество со взрослыми воинами, мог носить и использовать оружие и т. Д. В молодые воины новой возрастной группы стали полноправными членами военного сообщества и были готовы сражаться за племя. Таким образом, кочевник вошел в цикл военной подготовки с того времени, когда он мог сначала ходить. Тем не менее самым важным преимуществом евразийских кочевников было их большое количество седло-лошадей. Преобразование лошади в военное оружие было одним из самых высоких достижений человеческой цивилизации, если не самым прогрессивным. Первым и самым важным шагом в этом направлении было развитие освобождения лука от скачущей лошади. Для сравнения, в ассирийских рельефах 9-й-середины VIII в. BCEустановленный стрелец стреляет из стоящей лошади, которую держит лакей. Мобильные кочевые лучники поразили непривычных воинов оседлых народов, которые были «разбиты» обвинениями в тесной кавалерийской формации. Физические и психологические характеристики обвинения всадников, как правило, делали его быстрым и победным. Образ лавины скачущих лошадей, грохочущие копыта, ухмыляющиеся морды и тяжелое дыхание животных, а также поднятые руки всадников погрузили лакеев в ужас и шок. Как сказал Франко Кардини, «представьте себе на мгновение огромную массу стали, едущую на потной лошади, само воплощение священного древнего ужаса и нового апокалиптического кошмара» 34.Недаром все правила обслуживания запрещали пехоте из-за бегства из конницы, все равно можно было выиграть, но полет означал смерть. Идеология сыграла важную роль в консолидации кочевых армий. Как их высшие духовные качества, кочевники культивировали личное мужество, военный героизм, беспощадность к врагам и неповиновение смерти, а также дружбу и самопожертвование в отношении друзей. Особое место в кочевой военной морали занимал культ «победившего героя», согласно которому общепринятые ценности благодати, жалости, честности и благородства духа не применялись к побежденным врагам, которые не считались людьми в все. Эти доминирующие мировоззрения были объединены традициями, религиозными убеждениями и героическим эпосом, а также гражданскими и, в значительной степени, гендерной морали. Женщин презирал трус, неловкий воин или проигравший, и он рисковал остаться без потомков. Материальная награда - каждый воин имел свою долю в добыче - также поднял боевой дух кочевых воинов. Все эти факторы гарантировали наличие многочисленных опытных и победоносных войск для кочевых лидеров. У нас мало литературных свидетельств воинских обрядов и военных культов древних степных кочевников. Археологические находки дали еще меньше доказательств. Однако присутствие воинских захоронений с оружием и доспехами среди общих масс кочевых захоронений само по себе говорит о существовании каких-то конкретных военных погребальных обрядов. Геродот описал алтари скифского бога войны Ареса: В каждом округе нескольких правительств у них есть храм Ареса, устроенный таким образом: пучки хвороста нагромождают около трех фуронг в длину и в ширину, но меньше по высоте; и на вершине этого есть квадрат уровня, и три стороны поднимаются чисто, но на оставшейся стороне может быть поднята куча. Каждый год они наваливаются на сто пятьдесят вагонов кустарника, потому что они постоянно оседают из-за погоды. На этой куче, о которой я говорю, у каждого народа установлен древний железный меч, и это священный символ Ареса. К этому мечу они приносят годовые жертвы скота и лошадей; и они приносят следующую жертву помимо того, что они делают другим богам, то есть всех врагов, которых они берут в плен в войне, они приносят в жертву одного человека в каждой сотне, не так, как они жертвуют скотом, но по-другому: ибо они сначала обливают вино над головами, а после этого режут горло людей, чтобы кровь стекала в миску; и затем они переносят это на вершину кучи хвороста и выливают кровь над мечом. Это, я говорю, они переносят; а между тем внизу со стороны храма они делают так: они отсекают все правые руки убитых людей руками и бросают их в воздух, а затем, когда они закончат предлагать других жертв, они уходят ; и рука лежит там, где она случайно упала, и труп отдельно от нее. и затем они переносят это на вершину кучи хвороста и выливают кровь над мечом. Это, я говорю, они переносят; а между тем внизу со стороны храма они делают так: они отсекают все правые руки убитых людей руками и бросают их в воздух, а затем, когда они закончат предлагать других жертв, они уходят ; и рука лежит там, где она случайно упала, и труп отдельно от нее. и затем они переносят это на вершину кучи хвороста и выливают кровь над мечом. Это, я говорю, они переносят; а между тем внизу со стороны храма они делают так: они отсекают все правые руки убитых людей руками и бросают их в воздух, а затем, когда они закончат предлагать других жертв, они уходят ; и рука лежит там, где она случайно упала, и труп отдельно от нее.35 Дальнейшая средневековая история военного искусства евразийских коннозаводов связана с тюркоязычными народами и двумя выдающимися изобретениями кочевников: стременами и саблей. 36 Обсуждение литературы Оружие и война евразийских кочевников раннего железного века являются предметом многочисленных научных и популярных статей и книг. Их невозможно проанализировать, даже кратко. Поэтому это обсуждение ограничится ключевыми научными монографиями, в которых будут опубликованы артефакты - предметы оружия и конской упряжи, а также работы, анализирующие военную историю евразийских кочевников раннего железного века. Этот обзор будет посвящен научным публикациям на русском языке. Они менее известны западным читателям, но содержат основную информацию об археологии и военной истории евразийских кочевников древности и периода Великих Миграций, поскольку большинство археологических артефактов евразийских кочевников было обнаружено на территории русскоязычной научной пространство. Кроме того, большая часть западной литературы адресована древним кочевым конным заводчикам. Однако существует некоторая несоответствие в отношении особенностей археологии кочевников: в то время как русскоязычные ученые уделяли равное внимание публикации артефактов и теоретических исследований, западные авторы предпочли изучить военную историю и войну кочевников в контекст их политической истории. 37 Оружие и конские упряжки киммерийцев были опубликованы во многих статьях, но краткая работа В. И. Клочко по этой теме появилась недавно. 38 Он занимается объектами с территории Украины; многие артефакты, найденные в России, не были включены. Первая классификация скифских и сарматских мечей легли в основу книги W Гинтерс, 39 , который сегодня имеет только историографический значение. На сегодняшний день основной работой по типологии и хронологии скифского оружия является монография А. И. Мелюковой, 40, чья классификация остается актуальной. Книги и статьи украинского ученого Е.В. Черненко стали классикой скифских военных исследований. 41 Оружие и война азиатских кочевых племен скифского века являются темой работ К. Ф. Смирнова, 42 М. В. Горелика, 43 С. И. Руденко, 44 и Антони Карасуласа. 45 Война и оружие сарматов подробно изучаются в книгах и статьях А. М. Хазанова 46 и О. В. Симоненко. 47 В монографии Р. Бжезинский и М. Melcharek 48 в основном английский перевод позиций русскоязычных авторов, в том числе их позиции по книге T Салимерски. 49 Азиатские кочевники сарматской эпохи - Xiongnu, Yuezhi и Wusun - являются предметом обильной литературы на русском, английском и китайском языках. Здесь нельзя отнестись даже к малой его части. В этих работах рассматриваются проблемы военно-политической истории Xiongnu и их соседей, их отношения с ханьской империей и соседними кочевниками, а также описание и публикация оружия. Среди российских исследований книги А. В. Давыдовой и С. С. Миняева 50 касаются Xiongnu, расположенных в Забайкалье и Монголии. Оружие Xiongnu стало предметом работ Ю. С. Худяков. 51 Проблемы военной организации и историй сюнны занимают значительное место в работах Н. Крадина, 52некоторые из которых переведены на европейские языки. Фундаментальные труды Томаса Барфилда, 53 Никола Ди Космо, 54 Крейг Бенджамин, 55 и Ин-ши-Юй 56, являются классическими исследованиями военной и политической истории Xiongnu, Yuezhi и других азиатских кочевников поздней античности. Сенсационные находки с юежских кладбищ в Таримской долине были опубликованы в нескольких работах. 57 Среди кочевников Великого миграционного периода гунны больше всего интересовали европейских ученых. Однако их археологическая связь с более ранним Xiongnu все еще спорна 58, а российский ученый С. Г. Боталов предложил интересную гипотезу об образовании культуры европейских гуннов в среде позднеарматских племен Урала и Северного Казахстана. 59 Большинство археологических объектов евразийских гуннов на территории бывшего Советского Союза опубликованы на русском языке И. П. Засецкой. 60 гунских сайтов Центральной и Западной Европы обобщены в книгах Иосифа Вернера и Иштвана Боны. 61В этих публикациях много места посвящено оружию и конному снаряжению. Также следует упомянуть книги Е. А. Томпсона. 62 Особого упоминания должны идти к фундаментальным исследованиям Отто Maenchen-Хельфена, содержащий сложную главу о Hunic войны. 63 Среди других работ следует упомянуть книгу Дж. Лебединского об оружии и боевых традициях «варварских» народов Великого миграционного периода; В нем содержится довольно много разговоров о гуннах. Богатая европейская литература 65 и китайская 66 посвящена военно-политической истории, военной подготовке и оружию современников гуннов, которые бродили по степям к северу от Великой китайской стены - Сяньбэй, позже превратившимся в Руйруан. Основные источники Основные источники для изучения военного искусства евразийских кочевников состоят из текстовых доказательств (произведений греческих, римских и китайских авторов, указов и надписей), визуальных источников (изображения воинов и оружия в торетики, петроглифы, фрески, рельефы , картины, граффити и т. д.) и археологические материалы. Это обсуждение охватывает только часть литературы, с акцентом на произведения, содержащие наиболее важные и объективные или самые сложные и впечатляющие данные. Первые упоминания о киммерийцев и скифов содержатся в ассирийских клинописных текстах восьмых-7 веков до н.э. . Тем не менее, наиболее полная подборка информации о них, и о Савромата, исседонов, саков и массагетов, а также о более мелких племен евразийских степных кочевников, которые содержатся в четвертой книге Геродота истории , «Мельпомены» 67 написано в век пятого BCE . Кочевники сарматского периода (сарматы, дахов, Parní, массагеты, саки и другие) были описаны на заре христианской эры Страбон, 68 в 1 - м веке н.э. Плиния Старшего, 69 и во 2 - м веке н.э.Клавдий Птолемей, 70 Корнелиус Тацит, 71 и другие. Позже, информация о гуннах и аланах была предоставлена автором 4-го века Аммианом Марцеллином. 72 Помимо классических авторов драгоценные свидетельства о кочевниках Азии (Xiongnu, Wusun, Yuezhi, Sakas, Kanghu, Sarmatians) содержатся в китайских хрониках: исторические записи 73 (Shǐ-jì) Симы Цянь (между 109 и 91 бит ) История династии Хань 74 (Хан Шу) от Ban Gu et al. (62-82 в.п. ), История династии Поздняя Хань 75 (Хоу Хань шу) Фан Йе и Сима Бяо (пятый век в.п. ). Среди многочисленных изображений кочевых воинов стоит отметить знаменитую золотую гребенку и золотую серебряную вазу с изображениями скифских воинов из королевских курганов Солоха и Куль-Оба в Украине, 76 фресок из склепов Пантакпайона и могильных камней, 77 захватывающие костные ремни с боевыми и охотничьими сценами с кладбища Орлат, 78 и китайские изображения Xiongnu, которые, однако, довольно стилизованы. Наиболее объективная категория доступных источников состоит из археологических материалов из кочевых захоронений: мечей, кинжалов, копья и стреловидных головок, остатков луков, а также шлемов, бронежилетов и лошадиных принадлежностей. Дальнейшее чтение Бахрах, Бернард С. История аланов на Западе : от их первого появления в источниках классической древности до раннего средневековья . Миннеаполис: Университет Миннесоты Пресса, 1973. Найти этот ресурс: Барфилд, Томас Дж . Опасная граница: кочевые империи и Китай . Cambridge, MA: Blackwell, 1989. Найдите этот ресурс: Барфилд, Томас Дж. «Кочевой пасторализм». В «Оксфордском справочнике мировой истории» . Под редакцией Джерри Х. Бентли, 160-175. Оксфорд: Oxford University Press, 2011. Найти этот ресурс: Баумер, Кристоф. История Центральной Азии: эпоха степных воинов . Том 1, Центральная Азия: полная иллюстрированная история . Лондон: И. Б. Таурис, 2012. Найти этот ресурс: Беквит, Кристофер И. Империи Шелкового пути: история Центральной Евразии с бронзового века до современности . Принстон, Нью-Джерси: Принстонский университет, 2009. Найти этот ресурс: Бенджамин, Крейг, изд. Мир с государствами, империями и сетями 1200 bce -900 ce . Том 4 Всемирной истории Кембриджа . Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2015. Найти этот ресурс: Болтрик, Юрий В. и Елена Фиалко. «Der Fürstenkurgan Oguz». В « В Zeichen des goldenen Greifen». Königsgräber der Skythen . Под редакцией Х. Парзингера, 268-275. Мюнхен: Prestel, 2007. Найти этот ресурс: Бункер, Эмма, Труды С. Кавами и Катерин М. Линдуфф. Древние бронзы Восточно-Евразийских степей из коллекций Артура М. Саклера . Нью-Йорк: Фонд Артура М. Саклера, 1997. Найти этот ресурс: Десроши, Жан-Поль и Мари-Кэтрин Рей. Chine: des chevaux et des hommes: пожертвование Жак Полейн . Paris: Réunion des Musées Nationaux, 1995. Найти этот ресурс: Кунлифф Барри. По степью, пустыне и океану: рождение Евразии . Оксфорд: Oxford University Press, 2015. Найти этот ресурс: Ди Космо, Никола. Древний Китай и его враги: подъем кочевой власти в истории Восточной Азии . Кембридж, Великобритания: Cambridge University Press, 2002. Найти этот ресурс: Ди Космо, Никола, изд. Война во Внутренней Азиатской Истории (500-1800) . Leiden, The Netherlands: Brill, 2002. Найти этот ресурс: Поля, Nic. Хун: Плеть Бога АД 375-565 . Оксфорд: Osprey, 2006. Найти этот ресурс: Золотой, Питер Б. Центральная Азия в мировой истории . Нью-Йорк: Oxford University Press, 2011. Найти этот ресурс: Хазанов Анатолий. Кочевники и внешний мир . 2d ed. Мэдисон: University of Wisconsin Press, 1994. Найти этот ресурс: Лёве, Майкл. Армия Западного Ханья: военная культура в имперском Китае . Cambridge, MA: Harvard University Press, 2009. Найти этот ресурс: Maenchen-Helfen, Отто. Мир гуннов: исследования в их истории и культуре . Беркли: University of California Press, 1973. Найдите этот ресурс: Маккей, Янош. Иранские элементы в ранней средневековой героической поэзии: Артурский цикл и Уорллярий . J. Makkay: Будапешт, 1998. Найти этот ресурс: Рау, Пол. Prahistorische Ausgrabungen auf der Steppenseite des deutschen Wolgagebiets in Jahre 1926 . Pokrowsk: Nemgosisdat, 1927. Найдите этот ресурс: Ридер, Эллен Д., изд. Скифское золото: сокровища древней Украины . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 1999. Найти этот ресурс: Самашев, Зайнолла. «Die Fürstengräber des Siebenstromland». In In Zeichen des goldenen Greifen. Königsgräber der Skythen . Отредактировано H. Parzinger, 162-170. Мюнхен: Prestel, 2007. Найти этот ресурс: Синор, Денис, изд. Кембриджская история воинской внутренней Азии . Кембридж, Великобритания: Cambridge University Press, 1990. Найти этот ресурс: Тордай, Ласло. Конные лучники: начало истории Центральной Азии . Эдинбург: Durham Academic Press, 1997. Найти этот ресурс: Watt, James CY, et al. Китай: Рассвет золотого века, 200-750 гг . Н.э. New Haven, CT: Yale University Press, 2004. Найти этот ресурс: Юй, Ин-ши. Кочевники и Хань Китай: Расширение империй: культурное взаимодействие и обмен в мировых обществах от древних до ранних современных времен . Wilmington, DE: Scholarly Resources, 2002. Найти этот ресурс: Заметки: ( 1. ) UL Dietz, «Верховая езда: доступ человека к скорости?», В доисторической степной адаптации и лошади , ред. Марша Левин, Колин Ренфрю и Кэти Бойл (Кембридж, Великобритания: Институт археологических исследований им. Макдональда, 2003), 197; и А. Хазанов, « Кочевники и внешний мир» , 2-е изд. (Madison: University of Wisconsin Press, 1994), 15. ( 2. ) Хазанов, Кочевники и внешний мир , 8. ( 3. ) Там же. , 16. ( 4. ) Хазанов, « Кочевники и внешний мир» , 245-247; Б. Спунер, «Кочевничество в Белуджистане», у пастухов и кочевников в Южной Азии , ред. Лоуренс Саадия Лешник и Гюнтер-Диц Зонхаймер (Висбаден: О. Харрасовиц, 1975), 171-182; и А. И. Першиц, «Отношения с данью», в политической антропологии: современное состояние , ред. S. Lee Seaton и Henri JM Claessen (The Hague: Mouton, 1979), 149-156. ( 5. ) В.И. Клочко, Оружие обществ Северного Понтийского Культурного Круга: 5000-700 гг. До н. Э. (Познань: Балтийско-понтийские исследования, 2001), 298-323. ( 6. ) А. Иванчик, Les Cimmériens au Proche-Orient (Фрибург: Университеты, 1993). ( 7. ) Е. В. Черненко, Die Schutzwaffen der Skythen (Штутгарт: Штайнер, 2006), 10-11. ( 8 ) . М. В. Горелик, "Сакские доспехи", в Центральной Азии: Новые литературные и художественные памятники (Москва: Наука, 1987), 112-118. ( 9. ) Лукьянус Самосатенсис, «Токсарис и филия», 48, в Лукиане Самосаты, с английским переводом А. М. Хармона , том. 5 (Лондон: У. Хейнеманн / Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1936). ( 10. ) Н. Н. Крадин, Империя кунну [Империя Xiongnu], 2d ed. (Москва: Логос, 2001), 47-55; Никола Ди Космо, Древний Китай и его враги: рост кочевой власти в истории Восточной Азии (Кембридж, Великобритания: Cambridge University Press, 2002); и Томас Дж. Барфилд, «Опасная граница: кочевые империи и Китай» (Кембридж, Массачусетс: Блэквелл, 1989). ( 11. ) Крейг Бенджамин, Мир с государствами, империями и сетями 1200 bce -900 ce , vol. 4 «Кембриджская всемирная история» (Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2015), 475. ( 12. ) Крейг Бенджамин, The Yuezhi: Происхождение, Миграция и завоевание Северной Бактрии (Turnhout: Brepols, 2007), 213-215. ( 13. ) Vl. А. Семенов, «Вузун в северо-восточной части Центральной Азии», в археологии, этнологии и антропологии Евразии 38.3 (2010): 99-110. ( 14. ) А. Н. Подушкин, Арышская культура Южного Казахстана IV v. Do ne-VI vne [ Арысская культура Южного Казахстана 4-го в. bce -6th c. ce ] (Туркестан: MKTU Press, 2000), 88-105. ( 15 ) О. В. Симоненко, «Sarmaty» [Сарматы], в Davnia istoria Украины [Древняя история Украины], т. 2 (Киев: Институт археологии УНАС, 1998), 154-176. ( 16. ) О. В. Симоненко, Сарматские всадники Северного Причерноморья , 2-е изд. (Киев: Олек Филюк Пресс, 2015), 105. ( 17. ) Ван Бинхуа, Синьцзян-гуши: гудай Синьцзян-цзимин цзи-цю-вэньхуа [Древние трупы Синьцзяна: народы древнего Синьцзяна и их культура] (Вулумуки: Синьцзян Жэньминь Чубанье, 2002), 118, 137. ( 18. ) Симоненко, Сарматские всадники , 74-80. ( 19 ) О.В. Симоненко, «Шлем сарматской эпохи из Восточной Европы», в «Festschrift для Томаса Т.Аллсена в праздновании своего 75-летия», специальный выпуск Archivum Eurasiae Medii Aevi 21 (2014-2015): 277-303 , ( 20. ) Симоненко, Сарматские всадники , 301-304; Е. В. Степанова, "Седла гунно-сарматского времени", Труды Государственного Эрмитажа 77 (2015): 410-417; см. также CS Goodrich, «Верховая верховая езда и седло в древнем Китае», Harvard Journal of Asiatic Studies 44.2 (1984): 279-306; и Ян Хун, «Qibing he jiaqi juzhuang» («Оборудование солдат кавалерии и бронированной кавалерии»), в Zhongguo gu bingqi luncong [Сборник исследований по древнекитайскому оружию] (Пекин: Wenwu Chuban She, 1980), 94-104. ( 21 ) OJ Maenchen-Helfen, The World of the Huns: Исследования в своей истории и культуре (Berkeley: University of California Press, 1973), 18-165. ( 22. ) I. Bóna, A hunok és nagykirályaik (Будапешт: Корвина, 1993), 164-165. ( 23. ) Степанова, «Седла пушно-сарматского времени», 417-421. ( 24. ) Хазанов, « Кочевники и внешний мир» , 224 и далее. ( 25. ) Лукьянус Самосатенсис, «Токсарис и филия», 48. ( 26 ) К. К. Абаза, Завоевание Туркестана [Завоевание Туркестана] (Санкт-Петербург: Совет М. М. Стасюлевича, 1902), 263. ( 27. ) Ю. М. Ботяков, Аламан: Социально-экономические институты набуки и туркменского языка (середина ХІХ - первая половина ХХ века) [Аламан: Социально-экономические аспекты туркменского института набега (середина XIX-первой половины XX в. .)] (Санкт-Петербург: М.А. РАН, 2002), 58, 92. ( 28. ) Аммиан Марцеллин, «Res Gestae», XVII, 12.3, у Аммиана Марцеллина; с английским переводом Джона К. Рольфа , 3 тома. (Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета / Лондон: W. Heinemann, 1935-39). ( 29. ) Арриан Флавий, «Kynegetikos», 23.2, в Ксенофонте и Арриане, « О охоте» , изд. и транс. А. А. Филлипс и М. М. Уиллкок (Warminster, UK: Aris and Phillips, 1999). ( 30. ) Симоненко, Сарматские всадники , 90-93. ( 31. ) Псевдо Гиппократ, «Пери айрон, помощник, топон», 24, в Гиппократе, с английским переводом W.HS Jones , vol. 1 (Лондон: Уильям Хейнеманн / Нью-Йорк: Сыны Патнам, 1923); и Помпоний Мела, «De chorographia», I, 114, в «Описание мира» Помпония Мелы , Ф. Э. Ромер (Ann Arbor: University of Michigan Press, 1998). ( 32. ) А. М. Хазанов, «Евразийские степные кочевники в мировой военной истории», в « Nomaden und Sesshaftes: Sonderforschungsbereich Differenz und Integration Wechselwirkungen zwischen nomadischen und sesshaften Lebensformen in Zivilisationen der Alten Welt 17: Аристократы кочевников в мире империй (Висбаден: Д-р Людвиг Рейхерт Верлаг, 2013), 187-207. ( 33. ) Ботяков, Аламан , 42. ( 34. ) Франко Кардини, Allal radici della cavalleria medievale (Флоренция: La Nuova Italia, 1981), 359. ( 35. ) Геродот, IV, 62, в Геродоте, с английским переводом А. Д. Годли (Cambridge, MA: Harvard University Press / London: W. Heinemann, 1975). ( 36 ). Александр Симоненко, «Коневодные кочевники, Восток и Запад», в Кембридже «История войны» (Кембридж, Великобритания: пресс-релиз Cambridge University Press). ( 37. ) Эрик Хильдингер, Воины Степи: военная история Центральной Азии, 500 г. до н.э. до 1700 г. н.э. (Нью-Йорк: Сарпедон, 1997 г.); Денис Синор, «Внутренние азиатские воины», журнал Американского восточного общества 101.2 (1981): 133-144; и Ренате Ролл, Мир скифов , транс. FG Walls (Berkeley: University of California Press, 1989). ( 38. ) Клочко, Оружие , 298-323. ( 39. ) У. Гинтерс, Дас Шверт дер Скейтен и Сармат в Sudrußland [Берлин], 1928. ( 40. ) А.И. Мелюкова, « Вооружение скифов», « Свод археологических источников» D1-4 (Москва: Наука, 1964). ( 41. ) Е. В. Черненко, Скифы 700-300 гг. До н. Э. (Лондон: Оспри, 1983); Е. В. Черненко, Skifskie лучники [Скифские лучники] (Киев: Наукова думка, 1982); Скифо-персидская война [ Скифско -персидская война] (Киев: Наукова Думка, 1984); и Евгений Черненко, Die Schutzwaffen der Skythen (Штутгарт: Franz Steiner Verlag 2006). ( 42 ) К. Ф. Смирнов, Vooruzhenie savromatov [Вооружение Sauromatians], MIA 101 (Москва: Наука, 1961). ( 43. ) М. В. Горелик, Орудже Древнего Востока: IV тысячелетие-IV против. [Оружие древнего Востока], 2-е изд. (Москва: Атлант, 2003). ( 44. ) С.И. Руденко, Замороженные могилы Сибири: Пазырыкские захоронения всадников железного века , переведенные и предисловие М. В. Томпсона (Лондон: JM Dent, 1970). ( 45. ) Антоний Карасулас, Конные лучники степи 600 BC-AD 1300 (Elite) (Лондон: Оспри, 2004). ( 46. ) А. М. Хазанов, Очерки военного права сарматов (Санкт-Петербург: СПбГУ, 2008). ( 47. ) Симоненко, Сарматские всадники . ( 48. ) Р. Бжезинский и М. Мильчарек, Сарматы , Осрейская военная элита серии 68 (Оксфорд: Оспри, 2002). ( 49. ) Тадеуш Сулимирский. Сарматы (Нью-Йорк: Преэгер, 1970). ( 50. ) А. А. Давыдова и С. С. Миняев, Комплексы археологических памьятников и с. Dureny: Археологические записки siunnu. Вып. 5. [Комплекс археологических объектов вблизи села Дурены: археологические памятники Xiongnu, vol. 5] (Санкт-Петербург: 2003). ( 51. ) Ю. С. Худяков, « Ворроуправление средневековых кочевников« Южная Сибирь и Центральная Азия »(Новосибирск: Наука, 1986), 25-88. ( 52. ) Крадин, Империя кунну ; Николай Крадин, «Новые подходы и вызовы для исследований Xiongnu», в Xiongnu и его восточных соседей (Сеул: Национальный музей Кореи и Национальный университет Пукён, 2012), 35-51. ( 53. ) Томас Дж. Барфилд, «Опасная граница» . ( 54. ) Никола Ди Космо, Древний Китай . ( 55. ) CGR Benjamin, The Yuezhi . ( 56 ) Ying-shih Yü, The Hsiung-nu: Кембриджская история ранней внутренней Азии (Кембридж, Великобритания: Cambridge University Press, 1994). ( 57. ) Бинхуа Ван, Синьцзян гу ши: гу дай Синьцзян цзи цзи ци вэнь хуа [Древние трупы Синьцзяна: народы древнего Синьцзяна и их культура] (Вулумуки-ши: Синьцзян-Рен Мин-Чу-Пан, 2002) ; и Дж. Мэллори и Виктор Х. Майр, «Таримские мумии: древний Китай и тайна самых ранних народов с запада» (Лондон: Темза и Хадсон, 2000). ( 58. ) Étienne de la Vaissière, «Huns et Xiongnu», Central Asiatic Journal 49.1 (2005): 3-26. ( 59. ) С.Г. Боталов, «Хунны и Ганны» [Xiongnu и гунны], археология, этнография и антропология Евразии 1.13 (2003): 106-127. ( 60. ) И. П. Засецкая, Культура кочевников южно-российских степей в руинской эпохе (конец IV-V вв.) [Культура южнорусских степных кочевников в эпоху Хун (конец 4-5 в.)] (Св. Петербург: Ellips LTD, 1994). ( 61. ) J. Werner Beiträge zur Archäologie des Attila-Reiches (Мюнхен: Bayerischen Akademie der Wissenschaften / CH Beck'schen Verlagsbuchhandlung, 1956); и I. Bóna, A hunok és nagykirályaik . ( 62 ) Е.А. Томпсон, «История Аттилы и гуннов» (Оксфорд: Кларендон, 1948); и Э.А. Томпсон, Хунны . Rev. ed. с послесловием Питера Хизер (Oxford: Blackwell, 1999). ( 63. ) OJ Maenchen-Helfen Мир гуннов , 201-258. ( 64. ) I. Лебединский « Армии и боевики», «Барбары» и «Вторжение во Францию» (Париж: Эранс, 2001). ( 65. ) Николай Крадин, «От племенной конфедерации до империи: эволюция общества Руран», Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae 58.2 (2005): 149-169; Рене Груссет, «Империя степей» (Нью-Брансуик, Нью-Джерси: издательство Университета Рутгерса, 1970); Альберт Э. Дьен, «Стирруп и его влияние на китайскую военную историю», Ars Orientalis 16 (1986): 33-56; Эмма К. Бункер, Кочевое искусство восточно-евразийских степей: Евгений В. Оттепель и другие коллекции Нью-Йорка (Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский университет, 2002); и Марвин К. Уайтинг, Имперская китайская военная история: 8000 г. до н.э. - 1912 г. н.э. (Линкольн, NE: iUniverse, 2002). ( 66. ) Xueyao Liu, Xianbei shi lun [История Xianbei] (Тайбэй: Nantian Press, 1994); Чаншоу Ма, Ухуань ю Сианьбэй [Ухуан и Сианьбэй] (Шанхай: Народная пресса Шанхая, 1962). ( 67. ) Геродот, IV, 62. ( 68. ) Страбон, XI, 5.8, в «Географии Страбона», с английским переводом Горация Леонарда Джонса (Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета / Лондон: W. Heinemann, 1967). ( 69. ) Плиний Старший, Естественная история , транс. и ed. Джон Босток и Генри Томас Райли (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1855). В электронной библиотеке Персея, изд. Грегори Р. Крейн. ( 70 ) Дж. Леннарт Берггрен и Александр Джонс, «География Птолемея: аннотированный перевод теоретических глав» (Принстон, Нью-Джерси, Издательство Принстонского университета, 2000). ( 71. ) Корнелиус Тацит, «Летопись Имперского Рима» , перев. Майкл Грант (Лондон: Общество Фолио, 2006); Корнелиус Тацит, немецкий , транс. Герберт В. Бенарио (Warminster, UK: Aris and Phillips, 1999). ( 72. ) Ammianus Marcellinus, Res Gestae . ( 73 ) Бертон Уотсон, перевод, рекорды великого историка Китая , 2-е изд. (Нью-Йорк: Columbia University Press, 1993). ( 74. ) Гомер Х. Дубс, перев., История династии ранних Хань , 3 т. (Балтимор: Уэверли, 1938-1955). ( 75. ) Джон Э. Хилл, Через Нефритовые Врата-Китай в Рим: Изучение Шелкового Пути с 1-го по 2-й век : Аннотированный перевод Хроники «Западных Регионов» от Хоу-Хан-Шу , 2 тома , (Charleston, SC: Booksurge, 2009). ( 76 ) А.Ю. Алексеев, Золото скифских царей в музеях Эрмитажа [Санкт-Петербург: Государственная Эрмитажная пресса, 2012), 130-139, 190-193; и Кирилл Фирсов и Денис Журавлев, «Куль-Оба, Козель и Аксютенция:« Фюрстенгрир звишен Крин и Вальдстеппе », в« В Zeichen des goldenen Greifen ». Königsgräber der Skythen , ed. Х. Парзингер (Мюнхен: Престон, 2007), 276-290. ( 77. ) Бжезинский и Мильчарек, сарматы , 9, 12, 17, 24. ( 78. ) Древности Южного Узбекистана , каталог выставок (Токио: Университетская пресса Соки, 1991), 146.
.