Костюм Средневековья
КОСТЮМ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Н. М. Каминская
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ
В движение v в. по западной местности павшей Римской империи расселялись разные племена вандалов — германцев. Они заняли местность современных Италии, Франции, Испании, Германии, Англии, Нидерландов.
Варварские страны, возникшие на развалинах рабовладельческой Римской империи, характеризовались новыми социально-экономическими отношениями — феодальными, христианской религией, сменившей античные языческие верования вандалов, и новейшей европейской культурой, сформировавшейся в сфере религии.
Характер только средневекового художества очень противоречив. С одной стороны, это пропаганда религиозных идей и аскетизма, с иной — отображение большого имущества внутренней жизни человека, его душевного состояния, красоты труда. И конкретно эта 2-ая сторона средневековой культуры подготовила ее необычный подъем в эру Возрождения.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КРАСОТЫ
Под глубочайшим воздействием религии, пронизывавшей все сферы публичной жизни, в период средневековья возникает новейший эстетический идеал человека — аскета, отрекшегося от радостей земной жизни. На фресках храмов изображаются непропорциональные бесплотные фигуры с выражением неистовых мучений на лице. Образ мадонны, богоматери, получивший обширное распределение в раннехристианском художестве, описывает идеал красоты дамы.
Однако религиозное действие было не единым в формировании эстетических представлений средневековья. Не наименее необходимыми были идеалы рыцарства и идеалы народа, нашедшие отображение в таковых эпических творениях, как " Песнь о Роланде ", " Песнь о Нибелунгах ", в поэзии трубадуров. Сила, смелость, воинская доблесть рыцаря, адвоката собственной страны, собственного короля, определили мужественность его наружного вида. Это мощный, проворный, физиологически выносливый воин с демонстративно широкими плечами, сильными стройными ногами, волевым окончательным лицом. Впервые в эстетических взглядах евро сообщества мужественность как главная царапина мужской красоты затевает противопоставляться женственности, воплощающей идеал дамской красоты. По описаниям стихотворцев xi—xii вв. у дамы обязаны быть длинные золотистые вьющиеся волосы, зеленые или голубые глаза, радостные и улыбающиеся, губки, такие свежему персику. Ее краса, доброта, преданность воспеваются на рыцарских турнирах. Мотивы розы — цветка, символизирующего нежность, мягкость, изящество, обширно распространяются в художестве и в быту. Розами скрашивают обеденный стол, лепестки роз плавают в чашах с вином, юноши и женщины носят венки из роз. Именно в жестокую и мрачную эру средневековья появляется культ " прелестной женщины ", оказавший огромное воздействие на известие к даме всех следующих поколений.
Основными источниками отображения наружного вида человека и его костюма в изобразительном художестве являются витражи и статуя средневековых храмов, книжная реприза.
В литературе отображение быта и костюма средневековых вандалов имеется ещё у римских историков, в летописях и хрониках наиболее позднего периода и поэтических художественных творениях.
РАЗВИТИЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ КОСТЮМА
Рост материальной культуры, формирование науки и техники, новейшие публичные потребности и эстетические идеалы в значимой ступени определили формирование моделирования и конструирования одежды, которая обязана была осуществлять и обнаружить эти идеалы.
Примитивный покрой, появившийся в глубочайшей древности на Востоке, давший главные типы накладной и распашной одежды, бытовал в европейской одежде вплоть до x—xi вв. Возникшее потом разное сознание мужской и дамской красоты потребовало деления форм мужской и дамской одежды, сотворения облегающих скульптурных ее форм.
Эта крупная и принципиальная перестройка евро костюма исполняется в средние века не сходу, а на протяжении практически 400 лет( xii—xv вв.). В ее осуществлении разрешено отметить такие более соответствующие этапы:
xii—1-я половина xiv в. Мужская и женская одежка длинная, облегающая. Облегание достигается с поддержкой кроя: в одежде проектируют 3 шва — боковые и обычный шов спинки. Верхнюю дробь лифа с поддержкой данных швов подгоняют по фигуре, нижнюю дробь расширяют, вшивая от полосы бедер треугольные клинья. По бокам на уровне талии совершают округлые вырезы, соединяемые по краям шнуровкой( рис. 25). Пояс не затягивает талию, а лишь выделяет ее и является декоративным украшением. Одежда вбольшейстепени накладная, лишь плащи драпированные:
2-я половина xiv — 1-я четверть xv в.( период готики). Появление короткой мужской одежды и предстоящее обогащение форм длинной дамской одежды. Широкое распределение разных видов распашной одежды. Интенсивное формирование конструирования одежды, что было соединено с блестящим развитием архитектуры, оказавшей воздействие как на наружные формы костюма, так и на его конструктивное заключение. Прежде только был реконструирован костюм рыцаря, который состоял из целостной железной кольчуги. Ее монолитность и тяжеловесность ограничивали движения бойца, были очень неудобны в походе и в бою, часто даже служили предпосылкой заболевания. Монолитную кольчугу расчленили на отдельные доли — латы, соединив их шарнирами, крючками, пряжками на участках движения. Таким образом, были найдены формы плоских подробностей, соответственных размерам отдельных долей фигуры: спинки, переда, рукавов. На ткани эти отдельные доли или подробности кроя стали владеть с учетом ее пластических параметров( растяжимости долевых и поперечных нитей). Для сотворения размера делается вытачка, полосы проймы и оката рукава подкраиваются округло. Соединение рукава с проймой — непостоянное, с поддержкой тесьмы, шнуровки. Одежду стали втомжедухе разделять в поперечном направленности по полосы талии. Это обеспечило наибольшее прилегание, позволило избежать заломов и поперечных складок, какие образовывались при шнуровке целого платьица. Вместе с тем отлично употребляются пластические способности косого кроя в верхней одежде типа упелянд. В костюме готики, как и в других видах художества этого периода, имеется две противоречивые веяния: прикрыть тело, нивелировать его формы, как такого просит христианская нравственность, и обтянуть фигуру узким кроеным костюмом, выделить красу натуральных форм человечной фигуры. Период готики был порой расцвета конструирования и моделирования одежды, формирования моды, т. е. сравнительно стремительной замены форм одежды в пределах всеобщего художественного манеры
2-я четверть xv в. — период изысканных форм франко-бургундской моды, какие выразились доэтого только в социально-классовой обособленности костюма феодала, в его безусловной неприспособленности к труду: удлиненные одежды, волочившиеся по земле, узенькие облегающие формы, сковывающие перемещение, свисающие рукава, длинные носки туфель, превосходные головные уборы, г-образная изогнутость силуэта. Чтобы сотворить таковой силуэт, дамы подкладывали на животик малые простеганные подушечки — босы. Для удлинения шеи дамы брили затылки, для удлинения овала лица — лбы.
ДЕКОРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ ОДЕЖДЫ. ТКАНИ, ЦВЕТ, ОРНАМЕНТ
Из более общих принципов декоративного дизайна одежды эры средневековья разрешено отметить последующие:
1) отделку горловины, низа изделия, низа рукавов и полосы соединения проймы с рукавом вышивкой, мережкой, бейками( из ценный отделочной ткани), фестонами, мехом горностая, куницы;
2) внедрение в одежде ярчайших, контрастных сочетаний цветов( зеленых, красных, голубых, желтых);
3) возникновение в отделке костюма большой орнаментации — лент, бахромы, кистей;
4) украшение ткани золотыми и серебряными бубенчиками( в хронике такого времени рассказывается, что на одном из турниров на рыцаре звучало сходу 500 бубенцов, прикрепленных к одежде, обуви, шапке);
5) возникновение перчаток, украшенных драгоценными камнями и золотом;
6) подчеркивание отделкой( в общей композиции костюма) смысла подробности, узла( кпримеру, шнуровка с лентами).
В период раннего средневековья более распространенными материалами были лен, домашний холст, сукно, мех, шкура, восточный и византийский шелка. Расцвет ремесленного изготовления в городках в готический период привел к развитию ткачества, расширению набора и увеличению свойства тканей, обилию их орнаментации. Получают распределение шелк, парча, вельвет, эластичные сукна.
Великолепную шерстяную ткань — шарлах — вбольшейстепени красного цвета производили в Англии, Нидерландах. Бархат — ткань с льняной основой и хлопковым утком — в Германии. Лучшим сортом шелка был пурпур, изготовляемый в Венеции.
Цветовая палитра колоритная, чистая: огненно-красный, карминовый, небесно-голубой, травянисто-зеленый. В период поздней готики в костюм попадают типичные черные и приглушенные цвета. Например, краска фов — рыжевато-бурый.
Ткани были вбольшейстепени ровные. Затем стают популярными набивные и тканые узоры с эффектами тиснения, увенчанные милый и серебряной нитью. Рисунок — изваяние в кружке или ромбе точек, крестов, геральдических животных, птиц с серебряными крыльями и золотыми зубами. С xv в. популярны растительные узоры:
плоды лимонка, тюльпаны, гвоздики, розы. Готическая роза — знак молчания и любви — состояла из 7 лепестков с толстыми стеблями и зубчатыми листьями, какие переплетались в узоре с гранатами( втомжедухе знак любви), ананасами и иными пышными растениями. Фон и узор постоянно грубо контрастировали по цвету( рис. 26). Горизонтальная кайма византийского типа вытесняется узором по всей поверхности ткани.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ КОСТЮМА
МУЖСКОЙ КОСТЮМ
Период раннего средневековья( vi— xii вв.)
Изображения костюма вандалов имеются на знаменитом триумфальном сооружении Древнего Рима — колонне Траяна. Костюм состоял из короткой туники с рукавами, подпоясанной на талии, маленьких штанов, чулок из ткани, кожаных башмаков и шерстяной накидки, застегнутой на правом плече. На голову надета маленькая конусообразная шапка.
Такой костюм оставался у знати в империи Карла Великого( viii в.). Наряду с ним возникают узенькие длинные брюки из 2-ух половинок, длинные большие туники, надеваемые одна на иную. Такой костюм мы зрим на миниатюре x в., изображающей правителя Оттона ii. На нем ясная туника с широким золотым кантом внизу, по низу рукавов, плечу и боковому разрезу, из-под которого видна белоснежная нижняя туника. Сверху наброшен пурпурный плащ, застегнутый на плече драгоценным украшением. Формы костюма, стиль ношения, обработка подсказывают византийские. Начиная с xi в.( романский период) форма мужского костюма располагаться под воздействием формы рыцарских доспехов. Одежда делается наиболее короткой и различной формы.
Блио — глухая накладная одежка с низкой отрезной чертой талии. Верхняя дробь прилегает по полосы плеч, груди, талии, расширяется к полосы бедер. Нижняя дробь выкроена в облике 2-ух полукружий, пришитых к талии спинки и полочек. Общая длина добивается полосы коленей — середины икр. Рукава блио цельнокроеные узенькие с воронкообразным расширением низков. Через боковые разрезы нижней доли просматривается длинная нижняя туника, колоритная и контрастная по цвету.
Шоссы — узенькие облегающие штаны-чулки, из эластичного сукна. Вверху они прикреплялись шнурком к поясу плечевой одежды. До xv в. штанины не сшивались меж собой, позже их соединили с поддержкой переднего и заднего клиньев.
Нарамник лежит в базе почтивсех видов средневековой одежды, мужской и дамской. Это прямоугольный или овальный кусочек ткани, перегнутый по полосы плеч, с разрезом для головы, не сшитый по бокам. Различная длина и стиль ношения разнообразят этот вид одежды.
На рис. 29 показан нарамник-мипарти. Мода мипарти распространяется в одежде авторитетных феодалов в xiii в. и связана с внедрением цветов и символов феодального знака. Рукава, половинки переда, штанины, обувь окрашиваются в различные цвета, украшаются гербовыми знаками.
В xiii в. возникает сюрко, сшитое по бокам, с бездонными проймами. Сюрко бегает поверх котт, откуда произошел и сам термин( от франц. Surcot — поверх котт). Котт вытесняет в xiii в. блио. Это не лишь определенный вид одежды, но и мнение, недалёкое по смыслу к русскому " платьице ". Именно с этого времени оно крепко войдет в терминологию костюма.
Период позднего средневековья( xiv—xv вв.).
Развитие кроя приводит к тому, что в одежде, в ее силуэтных и конструктивно-декоративных чертах возникает обилие.
Мужской костюм развивается на базе 2-ух силуэтов: прилегающего и вольного, расширенного вниз. Прилегающий силуэт различается от силуэта романского периода доэтого только расширенной чертой плеча, что деловито достигалось за счет присборенного оката рукава и особого ватного валика — прокладки. Конструктивные и декоративные полосы подчеркивали грудь и узкую, некотороеколичество заниженную талию, оформленную поясом. Длина одежды прилегающего силуэта не заходила за линию бедер. Историк костюма М. Н. Мерцалова так характеризует мужской костюм этого периода: " Пропорции новейшего мужского костюма в сочетании с остроносой обувью и высочайшим головным убором чуть-чуть конусообразной формы... как бы вытягивали фигуру, она казалась не лишь наиболее высочайшей, но и демонстративно эластичной и ловкой ".
Для одежды прилегающего силуэта свойственна маленькая облегающая куртка — котарди с застежкой впереди на пуговицы и декоративным поясом по бедрам. Щедро увенчанной долею котарди были рукава. Узкие вверху, они расширялись вниз колоколообразно и отделывались зубцами или к низкам пришивались полосы ткани длиной до 1, 5 м, шириной до 10 см.
В xiv в. котарди вытесняется жакетом — короткой одеждой, туго стянутой на талии и расходящейся веером складок на бедрах. Рукава пиджака имели приподнято поднятый, присборенный окат, что формировало прямую и высшую линию плеча — соответствующий знак франко-бургундской моды.
Таперт втомжедухе туго стягивался на талии и имел складчатую или присборенную нижнюю дробь. Он был длиннее пиджака( до коленей), пышно украшался по всем краям зубцами, фестонами. К поясу, воротнику, рукавам, плечевым и рукавным швам прикреплялись бубенчики. Разрез для головы мог быть как впереди, так и сзаду. В конце периода в костюме такового типа применялось ватные прокладки в области груди и валки на плечах — для неплохой высадки и подчеркивания мужественности вида.
Облегающие короткие куртки носили с шоссами и с остроносой обувью пигаш, носочная дробь которой с xiv в. делается чрезвычайно длинной( до 70 см), что зависит от публичного расположения ее хозяина. Цвет обуви кропотливо выбирали к нарядной одежде: белоснежный, пурпурный, из золоченой кожи с драгоценностями. По форме обувь была схожей для правой и левой лапти. Узкий костюм, подчеркивающий согласованность, вытянутость фигуры, дополнялся верхней одеждой — длинной или короткой, чрезвычайно широкой внизу и по низу рукавов, ниспадающей ровными фалдами. В контрасте 2-ух различных силуэтов эстетические свойства мужской фигуры были еще наиболее выразительны.
В конце xiv — начале xv в. сюрко вытесняется упеляндом — верхней накладной и распашной одеждой разнообразной длины, которую носили с поясом и без него.
Длинный упелянд характеризовался большущий шириной низа, доходившей до 7 м, и шириной рукавов внизу до 3 м.
Из всех предметов мужской одежды знати лишь нижнюю тунику шили из узкого льняного полотна, другие — из шерсти, шелка, парчи, бархата, который делается самой престижной тканью.
Большое обилие представляли головные уборы этого периода: капюшон, шаперон — драпированный ведущий убор с длинными спускающимися концами, суконные и фетровые шапки с конусообразной тульей, с полями и без полей. Прически — длинные с локонами и короткие с челкой на лбу.
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ
Период раннего средневековья.
В женском костюме проистекают те же конфигурации формы непосредственный широкой рубашки, что и в мужском костюме.
В ранние периоды дамы носили сразу две туники: нижнюю, длинную и широкую, с длинными узкими рукавами, и верхнюю, наиболее маленькую, с маленькими широкими рукавами. Цветные полосы отделки, вышивки размещались по горловине, низу изделия и низу рукавов.
В x—xii вв. наступает творение одежды облегающих форм. В влечении выделить фигуру в костюме возникает узкий маленький жилет, который поддерживает грудь и играет огромную декоративную роль: его отделывают по краям галуном, вышивкой. Пояс, увенчанный металлическими пластинками, располагают на бедрах, концы его свисают впереди до низа.
Женское блио различается от мужского собственной длиной до пола. Боковые округлые разрезы шнуровались лентами для облегания груди и талии. Верхней одеждой служит плащ-мантия на меховой( горностай, бобер) или тканой подкладке.
Покрывала, известные в одежде ранних веков как головные уборы, пропадают. Женщины начинают перемещать длинные распущенные волосы или косы, перевитые парчовыми лентами, обручи, венки с повязкой под подбородком.
Обувь по форме и материалу припоминает мужскую.
Оттон ii, реприза x века 12 век 13 век, роспись hocheppen castle возле bozen
1312-1314 год, Италия 1338-40 год приблизительно 1382 год, Франция
Период позднего средневековья.
Удлиненные пропорции, легкие, тонкие, уходящие ввысь полосы готической архитектуры оказывают воздействие на формы костюма позднего средневековья.
Два силуэта, на базе которых решался мужской костюм, характеризуют и дамскую одежду. Но ежели близкий силуэт в мужской одежде подчеркивал ширину плеч и груди, мощные тонкие лапти, то в дамской, напротив, — покатые узенькие плечи, мягкость, красу юный женщины. От талии вниз силуэт расширялся, длина и широта нижней доли одежды существенно возрастали за счет юбки клеш. В этот период в одежде знати возрастает численность сразу надеваемых одежд: туника, котт, сюрко, плащ. Женское сюрко в начале периода xiii в. решалось в прямом широком силуэте, имело большие округлые вырезы проймы. В противоположность сюрко котт было узкого, прилегающего по чертам груди и талии силуэта, с длинными узкими рукавами. Положение полосы талии в котт грубо занижено, грудь затянута полотняным корсетом. Цветовое заключение такового ансамбля колоритное, контрастное: золотисто-желтое котт, красное, затканное золотом сюрко, ярко-синий на меховой подкладке плащ, жемчужные декорации.
В xv в. пропорции дамского прилегающего костюма изменяются. Линия талии в сюрко переносится под грудь. Юбка сзаду удлиняется шлейфом, который добивается нескольких метров длины. Спереди сюрко укорочено, как бы вздернуто в центре на талии. Это дозволяет созидать увенчанный подол котт и формирует определенную постановку фигуры — животом вперед, что подходило представлениям о красе дамы. Остроугольное декольте отделывают воротником шале-видной формы, шибко расширенным к плечам. Этот вырез нередко накрывают вставкой из прозрачного шелка с вышивкой. Широкий пояс изобильно украшен золотыми и серебряными пластинками. Костюм дополнен конусообразным головным убором с вуалью, вышина которого достигала 70 см.
Динамичные треугольные формы, повторяясь в головном уборе, лифе, юбке, рукавах, сочиняют базу выразительности костюма. Длина лифа относится к длине юбки как 1: 5, башка( с головным убором) к росту— 1: 4, 5.
середина 14 века, Франция 1365 год, Италия 1440 год, Италия
1470 год, бургундская мода 1483 год, Италия 1490 год, Италия
Как мужскому, так и женскому готическому костюму присуща искусственная вытянутость форм, в чертах воздействует общественная стилевая изюминка " готической косой ", фигура получает г-образный силуэт. Контрастное соответствие короткого узкого лифа и длинной широкой юбки, видное в фас, добивается в профиль и со спины еще большей выразительности благодаря длинному шлейфу.
В прямом вольном силуэте решались верхние платьица покроя упелянд, явившиеся в xv в.
Для красочных портретов Яна ван Эйка, Роже ван дер Вейдена, Ганса Гольбейна типично изваяние дам в платьицах этого покроя. Упелянд косого кроя носили почаще с поясом, который подчеркивал высшую линию талии. Складки закладывали лучеобразно от центра талии переда.
В период готики прическа в женском костюме отходила на 2-ой чин, так как главный упор делался на ведущий убор — чепцы разной формы, венцы, обручи.
Огромное интерес уделяется ювелирным украшениям — пояса, цепи, колье, пряжки, бубенчики. Драгоценные безделушки подчеркивают изысканность, изощренность бургундской моды: на пальцах до 20 колец, на груди — мощные цепи, в руке носовой платок с уголком — золотым сердечком. На шее — колье из крошечных золотых сердечек и эмалевых слезок. К поясу прикреплены четки, зеркало, восковой талисман, золотой соколиный коготь — сигарета.
кверху к меню
Смотреть втомжедухе
кверху
основная: словарь определений: одежка в подробностях
Относительно расположен элемент с явным левой собственности. Как правило, это вызывает джиттер, когда сделал липким, хотя с помощью опции "клон", это не делает.
Костюм Средневековьяhttp://www.rowdiva.com/hang_P.html
Костюм Средневековья
назад
Поиск по тегам:
Список всех тегов А вы знаете что рекомендовано задавать тип документа?
Реклама:
x
Получить эксклюзивную, бесплатную электронную книгу, которая не доступна на сайте
Хотите узнать, как превратить посетителей вашего сайта в реальных продаж? Просто введите ваш адрес электронной почты ниже, чтобы получить электронную книгу, которая раскрывает все секреты профи использовать для преобразования трафика продаж.