ВОЗВРАЩЕНИЕ Архитектура в стиле модерна К ЖИЗНИ
«Архитектура в стиле модерн?»
МНЕНИЕ
Архитектура в стиле модерн ЖИЗНИ
Архитектура в стиле модерн 7
«Архитектура в стиле модерн»
ПОСЛЕДНЕЕ ОБНОВЛЕНИЕ: 1-3-2017
Северный модерн на Волге. Крестьянский и Дворянский банки в Самаре( сейчас корпус № 2 СамГТУ)
В настоящее время ведутся работы по реставрации былого строения Крестьянского и Дворянского Земельных банков( сейчас корпус № 2 СамГТУ) на улице Куйбышева, 153. Министерство культуры РФ отпустило на эти работы 20 миллионов рублей. В сентябре - октябре 2015 года была проведена историко-культурная критика и подготовлена проектная документация.
Ценность строения банков не вызывает колебаний. До 1911 года центральное и региональные отделения Крестьянского и Дворянского банков или хватали строения или " квартиры " в аренду, или брали уже имеющиеся строения. В 1910 - 1911 годах в Самаре возникло первое в Империи личное сооружение Крестьянского и Дворянского банков, возведенное своими мощами по особому проекту, который учитывал все аспекты и специфику банковской деятельности. Архитектурный проект выполнил узнаваемый придворный конструктор, академик архитектуры А. И. фон Гоген в диковинном для периферии средней полосы России манере северный модерн. Потому совсем не потрясающе, что Решением Куйбышевского облисполкома № 617 от 19 ноября 1966 года сооружение было признано монументом архитектуры местного смысла, а Указом Президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 года ему был присвоен статус объекта культурного наследия федерального смысла как монумента архитектуры.
Северный модерн как явление
Понятие " северный " модерн только русское.
Для забугорных исследователей и архитекторов " северный " модерн - это скандинавский или прибалтийский государственный романтизм в оправе модерна. Начало xx века было для скандинавских государств и русской Прибалтики временем расцвета государственной литературы и художества. Взлет государственного самосознания, в Финляндии и Прибалтике( кпримеру, в Латвии) был связан, доэтого только, с борьбой юный местной буржуазии за самостоятельность от русского царизма, со рвением творческой интеллигенции сотворить свою культуру, возрождая и впитывая художественное наследие прошедшего. Для независимых королевств Швеции, Норвегии, Дании и Голландии государственный романтизм стал антитезой буйной индустриализации. Национально-романтическое перемещение охватило все сферы жизни, культуры, философии и породило единое направленность в архитектуре северных государств. Архитектура так именуемого государственного романтизма развивалась в рамках новейшего манеры - модерна.
В Великом княжестве Финляндском государственный романтизм в архитектуре( северный модерн) представляли такие профессионалы как Л. Сонк, Г. Э Сааринен, А. Линдгрен, Г. Гизеллиус, в Швеции Г. Э Сааринен, Ф. Боберг, К. Вестман, И. Вальберг, Р. Эстберг, в Норвегии О. Нордхаген и М. Поулсон, в Дании М. Нюроп, в Голландии - Х. П. Берлаге.
Известные ученые Б. Л. Васильев и Б. М. Кирков писали: " Программная новизна скандинавских архитекторов, направленная на преодоление эклектики и всей неоренессансной строительной системы, переплеталась с романтическим обращением к прошлому. Движение навстречу запросам времени водили к сочетанию ухода от реальности в область народной басни, мистики, символизма и субъективизма с объективными оптимальными решениями, идущими от функции к конструкции ".
Российских архитекторов завлекал таковой подъезд, где сооружение впервыйраз правило " выстраиваться " как бы внутри, когда наружные формы складывались, исходя из более оптимального построения внутреннего размера. Можно заявить, что для русских архитекторов " северный " модерн стал переходом от раннего модерна к позднему оптимальному, отвлечением от декоративности раннего модерна. Стилистику северного модерна деятельно употребляли такие профессионалы как В. П. Апышков, А. Ф. Бубырь, Н. В. Васильев, Ф. И. Лидваль, И. А. Претро и почтивсе остальные.
Главными чертами северного модерна в России стали новейший способ проектирования " внутри - наружу ", силуэтность, функциональная пластика, осмысленность и простота. Формы зданий массивны, свободны от малого декора. Контрастные сочетания фактур, цветотональных плоскостей, форм, обилие оконных проемов и их сочетания с простенками - всё это превращает фасады в полном значении слова в трудную холодную структуру, напоминающую северные скальные рельефы и масштабные средневековые сооружения. Цокольная дробь нередко облицовывалась грубоколотым гранитом или талькохлоритом, времяотвремени сложена из бутового камня. Стены отделывались гранитом, плиткой, или были элементарно оштукатурены. Часто плоскости стенок украшались умеренным узором или барельефами флоры и фауны, времяотвремени даже малыми статуями как известный " дом с совами "( прибыльный дом Путиловой на Большом проспекте Петроградской стороны с фигурами сов) конструктора Претро. В проектировании применялось составляющие средневекового евро зодчества - вышки, шатры, уникальные щипцы, стрельчатые просветы.
Северная жемчужина или " вьючный верблюд "
В России, даже на северо-западном форпосте, в Петербурге " северный " модерн так и не сумел запустить глубочайшие корешки. Новое направленность мы замечаем в главном в архитектуре жилых и прибыльных домов. Общественные строения продолжали возводиться в роскошных эклектичных формах, в формах декоративного модерна или неоклассики. В периферии " северный " модерн практически совершенно не представлен.
В 1908 году были изобретены технические запросы к проектам возведения первых личных зданий Крестьянского Поземельного и Дворянского Земельного банков в Самаре, Пензе и Саратове. В этом акте отмечалось: " Самая постройка личного строения делается Банками с вероятной расчетливостью. При составлении плана постройки основное интерес обращается на то, чтоб внутренние помещения сооружаемого строения были достаточных размеров, размещались комфортно для банковских отделов и отвечали условиям гигиены, и чтоб по внешнему виду удовлетворяли главным потребностям строительной целостности и красоты при условии совершенного отсутствия роскоши в отделке. При производстве работ особенное интерес обязано уделяться прочности строения, доброкачественности материалов, тщательности исполнения работ, соблюдению норм строительного дела ". Зимой 1909 года на суд особенной комиссии Центрального Управления Крестьянского Поземельного скамейка было представлено 54 конкурсных проекта. И вот волшебство - всем потребностям, по понятию Комиссии, наиболее только отвечали два различных проекта академика архитектуры Александра Ивановича фон Гогена. Для Пензы был утвержден проект фон Гогена в манере декоративного модерна( позднее определен и для Чернигова), для Самары - его же проект в манере северный модерн, что было диковинным решением для административного строения в России. Для Саратова был утвержден проект строения( эклектика), наложенный старшим инженером Саратовского губернского правления Ю. Н. Терликовым.
В Самаре не было строений в манере северный модерн. Некоторые скандинавские черты ученые обнаруживают в решении дома Забродиных на ул. Ленинской, 103( ссылаясь на ступенчатый щипец) или даже дома В. М. Сурошникова на ул. Пионерской, 22. Их структура, по нашему понятию, тяготеет более к позднему, оптимальному модерну. Потому реальным прототипом манеры необходимо полагать лишь сооружение Крестьянского и Дворянского земляных банков.
Фасад строения банков тяжеловесен, но пластичен, с сочетанием мощных размеров. Здание припоминает средневековый замок, что, возможно, обязано было выделить незыблемость учреждений, какие в нем находятся. Строение кирпичное, четырехэтажное с симметричной планировкой. Плоскости стенок оштукатурены и украшены барельефами( рельефными вставками) аграрно-индустриального нрава - изображения побегов растений, шестерен, подробностей машин. Рустованный цоколь с декоративными известняковыми плитами, контрастирующими с оштукатуренными стенками, прорезан окошками подвального этажа. Центральный размер владеет мощный портал в облике многообещающей арки. Далее 2-ой этаж представлен семью окнами с полуколоннами в простенках. На 3-ем этаже три окна с уникальной расстекловкой и 4-мя навершиями на карнизе. Фасадный размер венчается сдвинутым внутрь двускатным щипцом с тремя узкими окнами, растительным и геометрическим узорами, и барельефом с знаком городка. Герб городка на щипце в русское время был заменен звездой и лишь лет 7 обратно был возвращен на фасад. Правый размер представлен полукруглым ризалитом с тремя окнами, который кончается балконом. С балкона раскрывается красочный вид на Струковский сад и Волгу. Кровля с правой стороны строения украшена 2-мя малыми щипцами с узором. Левая дробь строения с эркером с круглым окном на укрытых кронштейнах кончается башней с пирамидальным шатром на 12-ти колоннах. Ранее крыша со стороны фасада была покрыта красной черепицей, но в 1970-х годах её заменили на обыденное кровельное ферро. Здание владеет и целый 4-ый мансардный этаж, который фактически не обозначен с фасада.
Постройкой фон Гогена и вданныймомент продолжают Восторгаться. Некоторые друзья так писали о композиционном решении профессионалы: " Работа фон Гогена примечательна и даже владеет явное схожесть с популярным зданием телефонной фирмы в Хельсинки, построенной по проекту Ларса Сонка в 1905 году, желая обработка фасада в Самаре наименее брутальна ".
Сегодня мы элементарно не можем доставить себе стройку 93 квартала центральной улицы Самары без этого строения банков. Вотан из местных краеведов подмечал в 2008 году: " 4-этажное сооружение выстроили в серьезных формах с веществами, так именуемого северного модерна, совершенно гармонирующими с соседними постройками резиденции А. Н. Наумова( справа) и Общественного собрания( слева) ". Однако в 1910-х годах обыватели, крупная дробь дворянства, купечества и интеллигенции, гостей городка были в сомнении от такового решения квартала. В микрорайоне представлен и запоздалый модерн, и итальянский ренессанс, и северный модерн, а сейчас и сталинские жилые дома. Вот что писал, будучи в эмиграции в Нью-Йорке, наследственный знатный мещанин Самары, Председатель Дворянского и Земского губернских собраний, член Государственной Думы, обладатель соседнего от банков дома в манере итальянский ренессанс А. Н. Наумов: " Столыпин, будучи в Самаре в сентябре 1910 года, объезжая в сопровождении Кривошеина град, заехал, меж иным, ко мне и любовался нашим зданием. Около него, недавно до приезда Министров, была окончена постройка широкого каменного строения для отделений Крестьянского и Дворянского Банков... Я шибко досадовал на это непредвиденное и уродливое соседство, совершенно не гармонировавшее с прекрасным очертанием моего дома. Недаром Столыпин, отойдя с Кривошеиным и Хрипуновым на противоположную сторону улицы, и демонстрируя на эти два смежных строения, дал им такое сопоставление: " Чистокровная арабская лошадка и вьючный верблюд ".
Государственная стройка. Возведение исполина
Размещение банков, приобретение или возведение личных зданий были соединены только с настоящей работой данных организаций, а втомжедухе с общими тенденциями экономического развития страны и состоянием базара недвижимости. 5 июня 1885 года было беспрепятственно Самарское деление Крестьянского Поземельного скамейка, муниципального кредитного учреждения, работавшего в 1883 - 1917 годах в дореволюционной России. Банк выдавал долговременные ссуды крестьянам( на срок от 13 до 51 года 9 месяцев) на покупку частновладельческих, доэтого только дворянских, земель( ссуды в размере 80 - 90 % от суммы оценки приобретаемой земли как целевой кредит). В период 1885 - 1895 годов кредит исполнялся под высокими процентами и лишь для товариществ фермеров. В это время численность выданных кредитов и проведенных операций было малым, а персонал скамейка состоял из председателя( правящего), бухгалтера, 2-3 вольнонаемных писцов, 1-го служащего по назначению губернатора и 2-ух тружеников от губернского земского собрания или губернского по крестьянским делам пребывания. Председатель Центрального управления скамейка Хрипунов писал: " При настолько ограниченном собственном составе, соответствовавшим незначительным оборотам скамейка, не встречалось особенных затруднений к найму в губернских городках пригодных помещений ". В 1885 - 1890 годах Самарское деление Крестьянского Поземельного скамейка занимало некотороеколичество комнат в доме Жемчужникова на Казанской( сейчас А. Толстого) улице около Хлебной площади под управлением председателя, титулярного советчика, помещика Ставропольского уезда Самарской губернии Ипполита Александровича Сосновского, в 1891 - 1893 годах банк работал в доме Залесова на Троицкой( сейчас Галактионовской) улице. В 1893 году Сосновский пошел на поднятие и его перевели в Санкт-Петербург на обязанность члена Совета Министра денег - ассистента( приятеля) главноуправляющего Крестьянским банком. Тайный советчик И. А. Сосновский скончался в 1914 году от рака печени.
В 1886 году на Троицкой открылось Самарское деление Дворянского земляного скамейка " для поддержания землевладения наследственных дворян " под управлением реального статского советчика Дмитрия Ивановича Воейкова. Банк выдавал долговременные ссуды( от 11 до 67 лет) в размере 60-75 % оценки имения под залог земли на самых льготных критериях для заемщиков( взимавшийся рост по ссудам был на 2 - 2, 5 % ниже рыночного).
Вскоре, сообразно отчетам банков, крупная дробь отделов Дворянского скамейка была присоединена к имеющимся подразделениям Крестьянского скамейка с возложением повинности управления обоими учреждениями на одно лицо. В 1895 году самарские отделения данных банков разделяли помещения в доме Ященко на Саратовской( сейчас Фрунзе) улице под управлением статского советчика Николая Кировича Арбузова. 27 ноября 1895 года был переиздан Устав Крестьянского скамейка, по которому вводились новейшие операции по приобретению учреждением земель за свой счет для следующей реализации их крестьянам и выдачи ссуд под земли, купленные раньше без содействия скамейка. Это незамедлило отразиться значимым увеличением оборотов. Если до 1895 года активность скамейка ограничивалась выдачей ссуд развгод, в среднем, на 6 миллионов рублей, то сейчас сумма выросла до 36 миллионов. Кроме такого, основание за год приобретало земель в среднем на 7 миллионов и продавало на 6 миллионов. Росли залоговые обороты и Дворянского скамейка. Все это привело к резкому увеличению числа служащих. В также время сплошное оживление экономики привело к суровому увеличению цен на аренду помещений. Часть региональных отделений банков была обязана использовать к приобретению зданий( кпримеру, в Воронеже, Новочеркасске, Калуге). В 1903 - 1904 году при правящем дворянине П. Д. Урусове Самарские отделения Крестьянского Поземельного и Дворянского Земельного банков заняли со всеми отделами 6 различных зданий в городке. Например, губернские центральные отделения находились на главном этаже популярного дома поставщика Нуйчева на углу улиц Самарской и Почтовой( сейчас Самарская, 149/ Рабочая, 19), промышленный и ликвидационный отделы в древнем одноэтажном доме доктора Гринберга( до перестройки, сейчас Самарская, 138/ Рабочая, 20), отдел аренды в доме Валерии и Бруниона Статковских на Садовой улице, дробь отделов заняла даже некотороеколичество помещений в Архиерейском доме под охраной черкесов и так дальше. После издания Всемилостившего Манифеста и Высочайшего указа от 3 ноября 1905 года и в связи с последующими мероприятиями " по упрочнению быта фермеров " активность Крестьянского скамейка была ориентирована еще и на покупку земель " про резерв "( мобилизация земли до 5 миллионов десятин). Клиентами скамейка могли начинать не лишь крестьянские товарищества, но и всевозможные отдельные домохозяева. Осмотр и критика имений на настолько широкой площади, принятие купленной земли во владение банком, хозяйственное заведование имениями и землями до реализации, предпродажная подготовка и снабжение поместий водой, разбивка и разграничение, розыск достоверных клиентов - всё это требовало большого труда бессчетных тружеников. Только за Крестьянским банком на 1909 год числилось в Империи 4 398 штатных единицы( в Самаре - 147 человек) без учета артельщиков, агрономов, землемеров, гидротехников, обслуживающего персонала. Рост ссудной работы в два раза, правило выдачи краткосрочных кредитов и ссуд на мелиорацию земель и совсем привело к невыносимым условиям. Скученность служащих в помещениях, жуткая теснота, неприспособленность зданий к работе привели к необходимости приобретения усадебных мест в губернских городках и строительства новейших зданий по своим проектам. Первым своим зданием банков в России, построенным по особому проекту конструктора А. И. фон Гогена, в 1910 - 1911 годах стал огромный " замок " на Дворянской( сейчас Куйбышева, 153) улице в Самаре.
В 1908 году при правящем В. И. Куницине для новейшего строения банков были куплены дворовые места в 553, 28 кв. саженей на Дворянской( сейчас Куйбышева) улице в 93 микрорайоне у пивозаводчика А. Ф. фон Вакано, ранее принадлежавшие дворянам - поначалу адъютанту Александра i Г. Н. Струкову, потом крупнейшему самарскому помещику Д. Е. Обухову, по довольно маленький стоимости 27 664 рубля 20 копеек или приблизительно по 50 рублей за квадратную сажень. Смета всех расходов от приобретения земли до строительства и отделки обязана была собрать 176 714 рублей. В конце 1909 - начале 1910 годов усадебные места для грядущего строительства были приобретены в Саратове, Пензе, Симбирске, Тамбове, Рязани, Перми, Полтаве, Могилеве, Киеве, Гродно, Житомире.
Весной 1909 года при Техническом отделе Самарского отделения Крестьянского Поземельного скамейка была сформирована " Строительная комиссия по постройке Самарского Крестьянского Поземельного скамейка " - неизменный орган управления строительством. Комиссию возглавил поначалу инженер Самаро-Златоустовской стальной пути М. В. Котюхов, а чрез некотороеколичество месяцев правящий Самарским отделением Крестьянского и Дворянского земляных банков надворный советчик Вячеслав Николаевич Верховский. В. Н. Верховский был интереснейшим человеком - разумный, целенаправленный, очень требовательный к себе и подчиненным, реальный педант и перфекционист. В период строительства строения в 1909 году рабочий день служащих скамейка был продлен до 10 - 12 часов, для доли служащих вполне отменялись двухнедельные отпуска и отдых в торжественные дни. Сатирический журнал " Самарский горчишник " предлагал презентовать Верховскому " на Новый год с елки - массу вечерних и ночных занятий для только скамейка ". Особый энтузиазм представляет его распоряжение от 26 января 1910 года, опубликованное в самарской газете " Волжское словечко ", потрясающе характеризующее личность Верховского: " Озаботившись поддержанием в отделении должного распорядка и служебной дисциплины, прошу господ - управляющих отделами, делопроизводителей, бухгалтеров и остальных служащих не допускать развязанности, обходиться ко мне не по фамилии, имени и отчеству, а титуловать обязательно " Ваше Высокородие ", не допускать подачи рук до моего на то предписания, вмешательства в мой беседа, курения папирос, облакачивания на стол или стулья, а втомжедухе не садиться без моего разрешения... ".
Ведущую роль в строительной комиссии игрались непременные члены Совета Крестьянского Поземельного скамейка инженер-строитель и живописец, коллежский секретарь Павел Кикин и опытнейший банковский служащий, превосходный хозяйственник, коллежский асессор Николай Леонидович Грандмезон. Именно они, сообразно архивным документам, конкретно на месте возглавляли и водили стройку, проводили конкурсы( тендеры) на поставку строй материалов и проведение работ, встречались с поставщиками, контролировали строй работы.
В комиссии Павел Викторович Кикин выполнял эскизы интерьеров, в частности мраморной торжественной внутренней лестницы, винтовых лестниц, мраморных каминов, ограды, ворот, фонарей, управлял строительством. Он был наследственным дворянином Костромской губернии, выпускником Константиновского Межевого Института и Императорского Московского Инженерного Училища Ведомства Путей Сообщения, где закончил курс со званием инженера-строителя. Дослужился до звания прапорщика в 215 пехотном резервном Бузулукском полку. Работал инженером на стальных дорогах. В 1908 году поступил на службу в Крестьянский банк в Самаре с окладом 2 500 рублей в год. В Самаре у него родился сын Юрий. В 1911 - 1914 годах Кикин сооружал отделения Крестьянского Поземельного скамейка в Курске, Новосибирске, Нижнем Новгороде, участвовал в строительстве банков в Саратове и Пензе. В 1921 - 1922 годах - основной строитель Туркестанского края.
Николай Леонидович Грандмезон воспринимал заявки на конкурсы, решал все вопросы с поставщиками, курсируя меж Самарой, Санкт-Петербургом и собственной старенькой столичной квартирой в Разгуляе в доме Сметаниной. Во время гражданской борьбы( и при белоснежных, и при красных) работал в Крымском краевом банке, где зарекомендовал себя с самой наилучшей стороны.
От Самарского губернского правления за строительством следил меньший конструктор Александр Иванович Шмелев. В краеведческой литературе чрезвычайно нередко разрешено повстречать упоминание об конструкторе Александре Вильгельме Эмиле Друкере( Александр Васильевич Друкер) как о руководителе строительства строения банков в Самаре. Однако это не совершенно так. Официально Друкер вступал в строительную комиссию, но будучи архитектором при Центральном Управлении Дворянского Земельного скамейка в 1897 - 1915 годах, он только два раза за полтора года строительства приезжал в Самару с инспекциями от Дворянского скамейка.
После утверждения проекта строения банков в Самаре А. И. фон Гогена зимой 1909 года, весной началось стройку. Почти во всех работах( по результатам конкурсов) участвовали самарские артели строй рабочих А. И. Юрина, Л. Н. Ясенкова и конторы " Трескин и Марголин " в доме Лебяжинского с привлечением М. М. Цейтлина как председателя Самарского сообщества строй рабочих для консультаций. Фундамент был заложен прикрытым способом. Портландцемент, цемент " Союз ", " Глухоозерский ", " Зейфертовский " от 3 до 4, 1 рубля за 10-пудовую бочку и бетонные перекрытия с личных пристанских складов в Самаре поставляло " Товарищество буксирного пароходства и торговли пермского торговца Н. В. Мешкова ". Все уговоры на поставку были подписаны доверенным лицом - близкий сестрой Мешкова - Н. В. Батюшковой. Щебень, известь по 17 копеек за пуд, а втомжедухе бутовый гранит и известковые плиты для отделки цоколя и торжественного входа поступали с каменоломен Г. С. Ванюшина в селе Ширяево. Алебастр и гипс шёл с парового кирпичного и алебастрового завода М. М. Фердмана в былом удельном имении на Красной Глинке около Сокольих гор под Самарой. Несмотря на присутствие в нашем городке на тот период наиболее 15 больших кирпичных производств, по результатам конкурса классный кирпич закупили в Казани на заводе преемников былого городского конструктора аристократа П. Т. Жуковского по стоимости 17 - 19 рублей за тыщу. Верховский позднее, уже на освящении строения, в собственной речи особенно подчеркивал низкую цену казанского кирпича. Балки различного веса и размера( двутавровые и швеллерное ферро) поставляли ТД " Кудряшов и Чесноков " в Нижнем Новгороде и Самаре, " Оптово-розничная торговля английскими и германскими приборами, стальными и чугунными продуктами В. Н. Наумова " на Троицкой( сейчас Галактионовская) улице в доме Коробова усилиями доверенного лица - А. Н. Шелашникова, " Железно-скобяная торговля в Самаре и Ташкенте Н. Н. Герасимова ", " Торговля стальными и скобяными продуктами бр. А. и М. Кудряшовых, " Донецкое сообщество железноделательного и сталелитейного производств " в Екатеринославской губернии. Дубовые оконные рамы и двери, и приборы к ним шли от компаний: " Производство железных изделий П. С. Дикушина в Самаре ", " Русско-Бельгийское сообщество железных изделий в Варшаве ", " Фабрично-Торговое общество И. Кирова в Москве ". Остекление сделано конторой К. Ф. Рихтера в Москве( kleine lubianka, haus odina). Гидравлические дверные пружины Русвина заказывались на мануфактуре Русселя и Эрвина в Новой Британии в Коннектикуте, пружины Эдолянс и Рейс, дверные предохранители " Плут " в лавке К. Е. Дубас в Самаре на Саратовской( сейчас Фрунзе) в доме Рахманиной.
Листовое ферро( 600 пудов) для крыш со стороны двора, лес на 1 000 рублей и красная черепица на 75 кв. саженей на крышу и шатер с фасадной доли были заказаны и куплены в конторе И. Ф. Иванцева на Саратовской улице около городского театра. Внутри строения в январе 1910 года по проекту П. В. Кикина каменно-резная учебная мастерская Екатеринбургского уездного земства Пермской губернии соорудила массивную внутреннюю парадную лестницу из голубого( Уфалейского и Полевского) мрамора. Также по чертежам Кикина на железном заводе Э. Э. Бардорфа и на кузнечно-слесарной фабрике И. О. Морберга в Сущево в Москве выполнены внутренние кованые лестницы на башню, кронштейны для флагов, балконная сетка, каменная сетка, кованые зонтики на торжественный, побочный и темный входы.
Весной - в начале лета 1910 года было проведено центральное водяное нагревание, устроены канализация и вентиляция, пробурены скважины( трубочные колодцы). Интересно, что по сведениям журнала " Зодчий " за 1909 год( № 18), в проекте фон Гогена " башня с колоннадой и шатром, представляющие некую, незначительную, истина, великолепие, оправдываются гаджетом в вышке под шатром вытяжной вентиляционной камеры ". Электропроводку и электроприборы заполучили в технической конторе Р. Кольбе в Москве и в Московском отделении АО " Сименс и Гальске ". В ходе строительства проект фон Гогена был изменен. Сначала по плану сооружение обязано было быть 3-х этажным. Но в результате внутри вышки, внутри крыш с щипцами был устроен еще один - 4-ый скрытый с фасада настоящий мансардный этаж, втомжедухе было куплено еще 30 квадратных саженей земли со стороны двора. Крыша ризалита заменена балконом. Всё это привело к увеличению сметы строительства с 176 714 до рублей до 266 964 рублей.
К концу лета 1910 года сооружение с наружной отделкой было выстроено. В начале сентября здание обнесено кованой оградой, поставлены 4 фонаря в кованой оправе на каменных столбах и двое ворот по эскизам П. В. Кикина, сделанные на кузнечно-слесарной фабрике И. О. Морберга в Москве. Работу по обустройству интерьеров отложили на первую половину 1911 года, желая уже после возведения строения в 1910 году, сообразно отчетам Крестьянского скамейка, некие отделы переехали в новое сооружение.
В начале 1911 года были закуплена новенькая мебель, заказаны обои и багеты к ним в ТД Жаркова и Соколова в Москве на Кузнецком мосту в доме Джамгарова, уложен паркет. Мраморные камины по чертежам Кикина предполагалось скупить у И. О. Морберга, но по конкурсу заказ на камины получили популярные чугунно-литейный и механические фабрики в Санкт-Петербурге и Москве Ф. Сан-Галли( аппаратом мраморных каминов занимался некоторый знаток от конторы Сан-Галли Родион Аксенов). В кабинете правящего поставили отдельный изразцовый камин. Панцирные двери с огнеупорной набивкой в особенной коробке во всю длину и ширину( 2х1 м.) с сеткой, кассовые двери и двери для хранилищ, безвредные ящики шли от АО " Артур Коппель " в Санкт-Петербурге чрез представителя в Самаре ТД Братьев Клодт, панцирные двери с панцирной замочной долею от Сан-Галли. Несгораемые шкафы( сейфы) из целых листов брони и панцирные с замками " Протектор " поступили от Товарищества Сущевского завода несгораемых шкафов и кухонных плит в Москве. В письме в строительную комиссию Самарского отделения Крестьянского скамейка представители компании фиксировали: " Герметичная дверь шкафа из брони 3/ 8 д, густо впадающая в кропотливо пригнанные фальцы рамы, устроена так, что выломать ее совсем нереально. Плотно прилегая к ободе, дверь сформирует с ней гладкую поверхность без каких-то выступов, способных доставить точку опоры для приборов, употребляемых громилами ". Несмотря на это обещание, в 1916 году в Самаре при правящем Н. И. Ледковском некотороеколичество сейфов были взломаны. Причем не со стороны двери. Сейфы приподняли и каким-то образом выбили нижние поверхности несгораемых шкафов. Преступников не словили.
К середине лета 1911 года обработка интерьеров была завершена. После длительных проверок строения комиссиями от Центрального Управления Крестьянского и Дворянского банков в Санкт-Петербурге, от строительного отделения Самарского губернского правления, от Государственного Контроля и после совершенного переезда в новейшие помещения банковских отделов 28 декабря 1911 года состоялось освящение строения. После молебна присутствующим было предложено шампанское. Губернатор Н. В. Протасьев внеспредложение заздравный тост за Государя Императора, за Александру Федоровну, за вдовствующую Императрицу и преемника Цесаревича. Управляющий банками Верховский выступил с речью, в которой, меж иным, отметил, что служба строительной комиссии была проведена на самом высочайшем проф уровне, приэтом получилось сэкономить наиболее 40 000 тыщ рублей казенных средств без вреда качеству. В конце речи Губернатор выразил признательность Верховскому и поднял тост за его здравие. Далее шли тосты за Губернатора, за инженера, управлявшего постройкой, и, вконцеконцов, за всех служащих Верховского.
В 1917 году сооружение национализировали, позднее муниципализировали. Бывшее сооружение банков одолжил Горкомхоз, Губернский отдел местного хозяйства, Комиссия содействия жертвам интервенции и остальные русские и партийные организации. В 1930 году тут был раскрыт химико-технический ВУЗ под управлением А. Е. Бобко с тремя факультетами - хим индустрии, строй материалов и департамент переработки сланцев, угля и торфа.
В 1934 году ВУЗ вошел в состав Средневолжского индустриального ВУЗа. В 1935 году переименован в Куйбышевский промышленный ВУЗ и подключен в систему Наркомата боеприпасов. Появился новейший департамент " Технология взрывчатых веществ ".
Отделения Крестьянского и Дворянского банков, а втомжедухе поддерживаемая им кредитно-финансовая и ссудно-сберегательная кооперация, к истоку xx века перевоплотился в основной рычаг проникновения в деревню большого денежного денежныхсредств. Они практически возглавили кредитно-финансовую работу в аграрном секторе экономики в Самарской губернии. Активная активность банков подарила городку неповторимое сооружение в манере северный модерн, которое, по сути, является не элементарно монументом архитектуры, но и монументом летописи, эмблемой успехов в сельскохозяйственном секторе экономики в начале xx века. Сегодня бывшее сооружение банков продолжает не лишь веселить глаз, но и далее служит стране - тут размещен химико-технологический департамент Самарского муниципального технического института.
Источники
Документы Строительной комиссии Крестьянского Поземельного скамейка:
ЦГАСО. Ф. 149. Оп. 1. Д. 392
ЦГАСО. Ф. 149. Оп. 1. Д. 4876
Книги распоряжений КПБ и ДЗБ:
ЦГАСО. Ф. 149. Оп. 1. Том. 1. Д. 3084.
ЦГАСО. Ф. 149. Оп. 1. Том. 3. Д. 5325.
ЦГАСО. Ф. 149. Оп. 8. Д. 106.
ЦГАСО. Ф. 149. Оп. 21. Д. 908.
ЦГАСО. Ф. 149. Оп. 22. Том. 1. Д. 795.
ЦГАСО. Ф. 322. Оп. 1. Кн. 3. Д. 3096.
Фонды фотопозитивов:
ЦГАСО, СОИКМ им. П. В. Алабина, Музея Сберегательного дела в Самаре.
1. Адрес-календари и Памятные книги Самарской губернии за 1896 - 1916 годы.
2. Батуринский Д. А. Аграрная политика королевского правительства и Крестьянский Поземельный банк. М.: Изд-во " Новая село ", 1925.
3. Волжское словечко, 1909, 6 сентября. С. 4.
4. Зак А. Н. Крестьянский Поземельный банк. 1883 - 1910. М.: Т-во скоропечатни А. А. Левинсон, 1911.
5. Из Крестьянского Поземельного скамейка.// Волжское словечко, 1909, 11 июля. С. 3.
6. Из Крестьянского Поземельного скамейка.// Волжское словечко, 1909, 29 января. С. 3.
7. Минутко С. А. Об упразднении дворянского землевладения при посредстве Крестьянского скамейка.// Русское обзор, 1896, № 12. С. 948-987.
8. Наумов А. Н. Из выживших воспоминаний. 1867 - 1917. В 2-ух книжках. Нью-Йорк: Издание А. К. Наумовой и О. А. Кусевицкой, 1955. Кн. 2. С. 187.
9. Объявление КПБ.// Волжское словечко, 1909, 10 июня. С. 6.
10. Объявление КПБ.// Волжское словечко, 1909, 29 августа. С. 6.
11. Объявление КПБ.// Волжское словечко, 1910, 9 мая. С. 6.
12. Объявление КПБ.// Волжское словечко, 1910, 15 июля. С. 6.
13. Освящение Крестьянского скамейка.// Городской предвестник, 1911, 30 декабря. С. 3.
14. П. К проектам зданий Земельных банков в Самаре и Пензе.// Зодчий, СПб., 1909. № 18. С. 194.
15. Подарки с елки.// Самарский горчишник, 1911, № 12.
16. Проекты зданий Крестьянского и Дворянского банков в Самаре и Пензе.// Зодчий, СПб., 1909. Приложение к xxxviii году выпуска.
17. Положение о Крестьянском Поземельном банке.// Адрес-календарь Самарской губернии на 1886 год. Самара: Губернская типография, 1885. С. 121-132.
18. Правила действий Крестьянского Поземельного скамейка и его отделений. Самара: Губернская типография, 1885. С. 133-156.
19. Сельскохозяйственный ликбез Самарской губернии за 1911 - 1913 годы. Самара: Губернская типография, 1914.
20. Хрипунов С. Приобретение и здание Крестьянским банком личных зданий для помещения отделений.// Отчет Крестьянского Поземельного скамейка за 1909 год. Денежный доклад и ликбез деятельности скамейка. СПб.: Т-во печатни С. П. Яковлева, 1910. С. 190 - 195.
21. Хрипунов С. Приобретение и здание Крестьянским банком личных зданий для помещения отделений.// Отчет Крестьянского Поземельного скамейка за 1910 год. Денежный доклад и ликбез деятельности скамейка. СПб.: Т-во печатни С. П. Яковлева, 1911. С. 191 - 195.
22. Хрипунов С. Приобретение и здание Крестьянским банком личных зданий для помещения отделений.// Отчет Крестьянского Поземельного скамейка за 1911 год. Денежный доклад и ликбез деятельности скамейка. СПб.: Т-во печатни С. П. Яковлева, 1912. С. 215 - 220.
23. Эвальд В. А. И. фон Гоген. Некролог.// Зодчий, СПб., 1914, № 12. С. 143 - 144.
Сохранить
Архитектура в стиле модерн , символический рассказ, обычно неизвестного происхождения и по крайней мере отчасти традиционный, который якобы связывает фактические события и особенно связан с религиозными убеждениями. Он отличается от символического поведения (культового, ритуального) и символических мест или объектов (храмов, икон). Архитектура в стиле модерны - это конкретные рассказы о богах или сверхчеловеческих существах, участвующих в чрезвычайных событиях или обстоятельствах за время, которое неуточнено, но которое понимается как существующее помимо обычного человеческого опыта. Термин « мифология» означает изучение мифа и тела мифов, принадлежащих к определенной религиозной традиции.
Этот фильм 1973 года, выпущенный Encyclopædia Britannica Educational Corporation, исследует греческий миф как первобытную фантастику, как скрытую историю, и как результат доисторического ритуала.
Архитектура в стиле модернологическая фигура, возможно, Диониса, верховая езда на пантере, эллинистическая эмблема опус-тесселлату из Дома масок в Делосе, Греция, 2-го века.
Этот фильм 1973 года, выпущенный Encyclopædia Britannica Educational Corporation, исследует греческий ...
Encyclopædia Britannica, Inc.
Архитектура в стиле модернологическая фигура, возможно, Диониса, верховая езда на пантере, эллинистическая эмблема осессела ...
Димитри Пападимос
Как со всеми религиозными Символизм , есть ... (100 из 24 735 слов) года.
Tags: Архитектура в стиле модерн. Посмотрите видео ниже, где следовательно, как менялась ее наружность. Источник:... .
.
.