Поиск по тегам:
Список всех тегов А вы знаете что ЛЮБЕК
ЛЮБЕК( lubeck), град в ФРГ, в низовье р. Траве, около её впадения в Любекскую бухту Балтийского м., в земле Шлезвиг-Гольштейн. 240 тыс. жит.( 1971). Значит, трансп. узел; ж. -д. паромом связан с г. Треллеборг( земля); к Ю. -З. от городка - правило канала Траве - Эльба; большой порт, играет главную роль в торговле со скандинавскими странами( грузооборот, подключая 12 водоемов, ок. 5 млн. т в 1968). Чёрная металлургия, машиностроение( кораблестроение, тракторо-и авиастроение и др.), деревообработка, химико-фармацевтич. и пищевкусовая( в т. ч. мукомольная, рыбоконсервная) пром-сть. В Л. - консерватория, Музей иск-в и летописи культуры. Л. - отечество Г. и Т. Маннов.
Любек. Церковь Мариенкирхе. Ок. 1270-1350.
Л. осн. в 1143 возле разрушенного( в 1138) слав, поселения Любеч. В 1163 получил права городка, с 1226 - свободный имперский град. В 13 в. Л. - начальный пункт нем. колонизации Балт. побережья, в городках к-рого было введено т. н. любекское гор. преимущество( формировало для нем. торговцев и ремесленников привилегированное состояние, различалось нек-рыми чертами норм домашнего и имуществ. права). Расположение на принципиальных сухопутных и морских торг, маршрутах, привилегии, приобретенные от заинтересованных в развитии торговли северо-герм. князей, содействовали скорому росту Л., занявшему водящее состояние в северо-герм., а потом и в североевроп. торговле и возглавившему Ганзу. Управление городом было сосредоточено в руках патрициата, против произвола к-рого поднимались неоднократные, но безрезультатные восстания. В 1530-31 в Л. была проведена Реформация; пришедшая к власти в 1531 антипатрицианская бюргерская сортировка во голове с Ю. Вуллен-вевером удерживала её до 1535. Л. играл главную роль в междунар. отношениях 14-16 вв.; с упадком Ганзы затевает падать и политич. смысл Л., совсем подорванное Тридцатилетней борьбой 1618-48. В 1806 Л. был занят франц. армиями. Венский конгресс 1814-15 признал за Л. статус свободного городка( сохранялся до 1937). После 2-й вселенской борьбы 1939-45 Л. - в англ, зоне оккупации Германии( до 1949).
Архит. монументы: романско-готич. кафедральный храм( начат в 1173, окончен в 13 в., перестроен в 1266-1341; богатое внутр. убранство, в т. ч. напрестольный крест работы Б. Нотке, кон. 15 в.); готика( 13-16 вв.) - церкви Мариенкирхе, Катариненкирхе и др., ратуша, гор. ворота Бургтор и Хольстентор, позднеготич. обитель св. Анны( сейчас музей; в собрании-алтарь работы x. Мемлинга). Пострадавший в 1942 центр городка восстановлен. Ведётся совр. стр-во( сооружение суда, 1957-62, арх. X. Атмер и Ю. Марлов).
Лит.: Enns А. В., Lubeck..., Liibeck,Главная
МЕМЛИНГ Ганс
Категории: Авторы творений изобразительного художества
МЕМЛИНГ Ганс memling, hans
( ок. 1430/ 1440, Зелигенштадт, около Ашаффенбурга - 1494, Брюгге) нидерландский живописец
До нас не дошло никаких надежных сведений о жизни Ганса Мемлинга до 1465. Вазари считает его воспитанником Рогира из Брюгге, имя, которым он именует Рогира ван дер Вейдена. Однако этот факт не является неоспоримым, желая почтивсе ученые вправду считаю Мемлинга воспитанником Рогира. Самым ранним популярным творением живописца считается триптих " Распятие "( центральная дробь - " Распятие ", Виченца, музей; внутренняя сторона створок - " Святые и донаторы ", Нью-Йорк, книгохранилище Пьерпонт Морган; наружная сторона створок - " Благовещение ", Брюгге, музей), в котором воздействие Рогира настолько шибко, что имеетместобыть даже в композиции данной работы, которая повторяет композицию триптиха большого профессионалы из Музея летописи искусств в Вене.
Еще четче эти черты заметны в маленьком диптихе( Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением Мадонны в окружении грациозных музицирующих ангелов с соответствующей сдержанной ухмылкой на левой створке и " Св. Георгия с донатором " на правой; в доспехах святого выражено рвение Ганса Мемлинга пародировать ван Эйку. Панно " Страсти Христовы "( Турин, гал. Сабауда), можетбыть, сделанное для флорентийского торговца Портинари возле 1470, показывает пленительный дар рассказчика: головка преобразуется в превосходный образ с колоритными, живыми цветами, а глаз созерцателя вовлекается в последовательное чтение бессчетных сцен. " Алтарь Донна "( центральная дробь - " Мадонна с младенцем и святыми, ангелами и донаторами "; внутренняя сторона створок - два " Св. Иоанна "; наружная сторона створок - " Св. Христофор " и " Св. Антоний ") - это первый шедевр Мемлинга, исполненный, возможно, по заказу сэра Джона Донна из Кидвелли( Лондон, Нац. гал.). В его взыскательно симметричной композиции смешиваются воспоминания о Рогире и точность ван Эйка, трактованная в еще наиболее сухой красочной стилю. " Алтарю Донна " стилистически недалека " Мадонна с младенцем, св. Антонием и донатором "( 1472, Оттава, Нац. гал.). В 1473 живописец формирует одно из самых значимых собственных творений - триптих " Страшный суд "( Гданьск, Поморский музей), на наружной стороне створок которого изображены донаторы и скульптуры Мадонны и архангела Михаила. Написанный по заказу флорентийского торговца Якопо Тани, он во время перевозки был украден польским каперским судном и передан в дар храму св. Марии в Гданьске. Его композиция вдохновлена полиптихом Рогира ван дер Вейдена из капеллы госпиталя в Боне, но различается повествовательной интерпретацией воскрешения душ и их судеб. Этим же временем следует датировать и триптих " Поклонение волхвов "( Мадрид, Прадо), втомжедухе сделанный под воздействием Рогира( левая створка - " Рождество "; правая створка - " Принесение во церковь "). Эта композиция была повторена в 1479 для Яна Флоренса( Брюгге, больница св. Иоанна, музей Ганса Мемлинга).
Последующее творчество живописца не изобилует датированными творениями. В 1479 был сотворен триптих " Обручение св. Екатерины "( Брюгге, больница св. Иоанна, музей Ганса Мемлинга); в 1480 " Портрет дамы в облике сивиллы "( там же) и панно " Сцены из жизни Христа "( Мюнхен, Старая пинакотека); в 1484 " Алтарь Мореля со св. Христофором и святыми "( Брюгге, больница св. Иоанна, музей Ганса Мемлинга); в 1487 - " Алтарь Мартина ван Ньювенхове "( там же), створки триптиха " Донатор " и " Св. Бенедикт "( Флоренция, Уффици), центральной долею которого, непременно, является " Мадонна "( Берлин-Далем, музей); в 1489 - именитая " Рака св. Урсулы "( Брюгге, больница св. Иоанна, музей Ганса Мемлинга). В крайней картине появляются свойства Мемлинга-миниатюриста, соответствующие втомжедухе для маленьких " Алтаря Воскресения "( Париж, Лувр), " Алтаря Богоматери "( Вена, Музей летописи искусств) и " Алтаря Девы посреди дев "( Париж, Лувр). В огромных алтарных видах( " Алтарь Страстей ", 1491, Любек, музей) Мемлинг жаждет приобрести достоинство композиций Рогира, но привкус к деталям и скорость повествования не разрешают добиться его монументальности. Это вособенности ощущается в " Алтаре Мадонны с 2-мя св. Иоаннами "( Брюгге, больница св. Иоанна, музей Ганса Мемлинга), одном из наилучших творений живописца. Даже в огромных створках органа с изображением " Христа с музицирующими ангелами "( Антверпен, Кор. музей изящных искусств) знаток не может добиться пластической мощи " Поклонения агнцу " и остается на уровне декорации.
Свои лучшие свойства живописец показывает в портретном жанре. Он повторяет модели живописцев старшего поколения в форме диптихов, излюбленных Рогиром( " Алтарь Мартина ван Ньювенхове ") или формирует практически фронтальные " обманки ", подражая ван Эйку( " Портрет дамы в облике сивиллы "), или подключает персонажей в группы( " Алтарь Флоренса ", Париж, Лувр), но постоянно рисует свои модели с точностью, делающей их практически живыми. К наилучшим портретам Мемлинга относятся портреты Томмазо^Портинари и его супруги Марии Барончелли( Нью-Йорк, музей Метрополитен), Виллема ван Вландерберга и его супруги( Брюссель, Кор. музей изящных искусств), " Портрет старика "( Берлин-Далем, музей) и его супруги( Париж, Лувр), " Портрет юноши "( Лондон, Нац. гал.), " Человек с медалью "( Антверпен, Кор. музей изящных искусств), " Портрет юноши " с изображением вазы с цветами на обороте( Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), " Портрет мужчины за мольбой "( Гаага, Маурицхёйс). Искусство Мемлинга было чрезвычайно известно в конце xix в., когда оно числилось наилучшим прототипом живописи xv века. Сегодня, когда популярны шедевры Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена, он считается их блестящим последователем.
?